Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МАОУ СОШ №4 Протокол №1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ №4 _________М.А. Изотова Приказ от 30.08.23 № 416-о Положение о внутренней системе оценки качества образования в МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в МАОУ СОШ №4 (далее – Положение) разработано в соответствии: • • • • • • • • • • • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; уставом МАОУ СОШ №4 с УИОП; локальными нормативными актами МАОУ СОШ №4 с УИОП. 1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МАОУ МОШ №4 с УИОП, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качество образовательных достижений обучающихся, качество образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления; внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления ОО, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования; измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия; ГИА – государственная итоговая аттестация; ЕГЭ – единый государственный экзамен; ОГЭ – основной государственный экзамен; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ФОП – федеральная образовательная программа уровня образования; УУД – универсальные учебные действия. 1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответственные за ВСОКО утверждаются приказом руководителя ОО ежегодно после обсуждения с педагогами и родителями (законными представителями) учеников на педагогическом совете. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников МАОУ СОШ №4, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству. 2. Цели и задачи функционирования ВСОКО 2.1. Целями ВСОКО являются: • • • • • формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МАОУ СОШ №4; получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности МАОУ СОШ №4 и повышение информированности участников образовательных отношений при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы МАОУ СОШ №4. 2.2. Основными задачами ВСОКО являются: • формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению; • формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей • эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной системы образовательной статистики и мониторинга качества образования; • самообследование деятельности ОО, развитие форм оценки качества образования, включая самооценку и педагогическую экспертизу; • определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; • определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; • определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам субъектов образовательной деятельности; • обеспечение доступности качественного образования; • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; • выявление факторов, влияющих на качество образования; • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; • стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения качества и конкурентоспособности; • определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; • расширение общественного участия в управлении образованием в МАОУ СОШ №4 и формирование экспертного сообщества; • анализ эффективности принимаемых управленческих решений; • разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных; • обеспечение информационной открытости оценочных процедур. 3. Принципы ВСОКО В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы: • • • • • • • • • • • • • • • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов; инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; качества и надежности средств оценки образовательных достижений; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации; ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования. 4. Субъекты ВСОКО и их функции 4.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: • • администрацию МАОУ СОШ №4; педагогический совет; • • методические объединения учителей-предметников; иные временные субъекты. 4.1.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит: • • • • • • • • • формирование, утверждение приказом директора МАОУ СОШ №4 и контроль исполнения блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним; разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, сбор, обработка и хранение информации о состоянии и динамике развития, анализ результатов оценки качества образования на уровне МАОУ СОШ №4; организация изучения информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни системы оценки качества образования; формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 4.1.2. Педагогический совет образовательной организации: • • • • • • содействует определению стратегических направлений развития системы образования в МАОУ СОШ №4; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием; принимает участие: – в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; – в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; – в оценке качества и результативности труда работников ОО, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ОО по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и по другим вопросам образовательной деятельности МАОУ СОШ №4; принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 4.1.3. Методические объединения учителей-предметников • участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; • содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; • проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования. 4.1.4. В функции психолого-педагогической службы МАОУ СОШ №4 в рамках ВСОКО входит: проведение психологических исследований, направленных на выявление различных затруднений обучающихся; • оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания обучающихся в МАОУ СОШ №4; • разработка рекомендаций для педагогов и администрации по оптимизации условий образовательного процесса в МАОУ СОШ №4; • разработка предложений для администрации ОО по повышению качества образования. • 4.1.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей в соответствии с полномочиями, определенными уставом МАОУ СОШ №4) в рамках ВСОКО входит: • • общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества; оценка эффективности реализации программы развития МАОУ СОШ №4 и обеспечения качества условий обучения. 5. Организация оценки качества образования 5.1. Компоненты ВСОКО: • • • • оценка реализуемых в МАОУ СОШ №4 образовательных программ; оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся; оценка деятельности педагогических и руководящих работников МАОУ СОШ №4; оценка качества условий образовательной деятельности. 5.2. Оценка содержания образования проводится в форме внутренней экспертизы ООП по уровням общего образования на предмет соответствия: основных образовательных программ, адаптированных основных образовательных программ, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям ФГОС и ФОП; • учебного плана, плана воспитательной и внеурочной деятельности требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; • расписания учебных занятий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. • 5.2.1. Оценка содержания образования проводится с использованием чек-листа, являющегося приложением 1 к настоящему Положению. 5.2.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на этапе их рассмотрения по следующим критериям: соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); • соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей (законных представителей) обучающихся МАОУ СОШ №4; • соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы. • 5.2.3. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется ежегодно. 5.2.4. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ делается вывод об эффективности педагогической системы школы в отношении: • • • • • • • • обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; интеграции урочной и внеурочной деятельности; инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение уровня функциональной грамотности; культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся; психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной самомотивации обучающихся; проектной и исследовательской деятельности обучающихся; социального, научно-методического партнерства; деятельности внутришкольных методических объединений. 5.2.5. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для своевременной корректировки образовательного процесса. 5.2.6. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя МАОУ СОШ №4 с учетом протокола согласования изменений со стороны методического совета. 5.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся включает: • • • • • • • • национальные исследования качества образования (НИКО); региональные мониторинговые исследования и диагностические работы; районные мониторинговые исследования и диагностические работы; предметные результаты обучения (приложение 2); метапредметные результаты обучения (приложение 3); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); здоровье обучающихся (в динамике); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. 5.4. Результаты деятельности педагогических и руководящих работников образовательной организации включают: • результаты аттестации педагогических работников и руководителя МАОУ СОШ №4; • • • • • • • результаты профессиональных педагогических конкурсов; мониторинги эффективности руководителей; конкурсы инновационной деятельности; результаты контрольно-надзорных процедур; результаты лицензирования и аккредитации; анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы); результаты комплексных оценок образовательных организаций рейтингования образовательных организаций. и систем 5.5. Качество условий образовательной деятельности (приложение 4): • • • • • • • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов); психолого-педагогические условия; материально-техническое обеспечение; учебно-методическое информационное обеспечение; санитарно-гигиенические условия; медицинское сопровождение и питание; наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. 6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО 6.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 6.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования реализуются путем: предоставления информации: – основным потребителям результатов ВСОКО; – средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательной организации, самообследование; • размещения аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. • 6.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне МАОУ СОШ №4 с целью: • • • • • • • • информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации; разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся; поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся; анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников ОО; подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов; планирования работы методических объединений; проведения самообследования и подготовки публичных отчетов; • • оптимизации инфраструктуры и системы управления; планирования внутреннего контроля. 7. Документы ВСОКО 7.1. К документам ВСОКО относятся: отчет о самообследовании; сводные ведомости успеваемости; аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности родителей, плановых административных проверок и др.; • аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; • анкетно-опросный материал, шаблоны стандартизованных форм и др.; • приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образовательным учреждением. • • • 7.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году.