Положение о внутренней системе оценки качества образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
города Екатеринбурга
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МАОУ СОШ №4
Протокол №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №4
_________М.А. Изотова
Приказ от 30.08.23 № 416-о

Положение
о внутренней системе оценки качества образования
в МАОУ СОШ №4
с углубленным изучением отдельных предметов
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
ВСОКО) в МАОУ СОШ №4 (далее – Положение) разработано в соответствии:
•
•
•
•
•
•
•

•

•

•
•

с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
Федеральной образовательной
программой начального
общего
образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
уставом МАОУ СОШ №4 с УИОП;
локальными нормативными актами МАОУ СОШ №4 с УИОП.

1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество
реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную
деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений.

1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества
образования в МАОУ МОШ №4 с УИОП, ее организационную и функциональную структуру,
реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и
общественное участие в оценке и контроле качества образования.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения:
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям (или) потребностям физического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы;
оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной и
общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования,
государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих
и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников,
независимой оценки качества образования, в результате которого определяется
степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их
обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к
качеству образования, включающей качество образовательных достижений
обучающихся, качество образовательных программ, качество условий осуществления
образовательного процесса, качество управления;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) — целостная
система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными
субъектами государственно-общественного управления ОО, которым делегированы
отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность
организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих
управление качеством образования;
измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных
измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.),
которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам;
экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса,
условий и результатов образовательной деятельности;
критерий – признак, на основании которого производится оценка и который
конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик,
позволяющих отразить уровень достижения критерия;
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ЕГЭ – единый государственный экзамен;
ОГЭ – основной государственный экзамен;
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ФОП – федеральная образовательная программа уровня образования;
УУД – универсальные учебные действия.
1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответственные
за ВСОКО утверждаются приказом руководителя ОО ежегодно после обсуждения с педагогами
и родителями (законными представителями) учеников на педагогическом совете.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников МАОУ
СОШ №4, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству.
2. Цели и задачи функционирования ВСОКО
2.1. Целями ВСОКО являются:
•

•

•
•

•

формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей
определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество
образования в МАОУ СОШ №4;
получение объективной информации о состоянии качества образования, степени
соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям,
определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень;
предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образовательной деятельности МАОУ СОШ №4 и повышение
информированности участников образовательных отношений при принятии таких
решений;
прогнозирование развития образовательной системы МАОУ СОШ №4.

2.2. Основными задачами ВСОКО являются:
• формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению;
• формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей
•

эффективно

реализовывать основные цели оценки качества образования;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной системы
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
• самообследование деятельности ОО, развитие форм оценки качества образования, включая
самооценку и педагогическую экспертизу;
• определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной
деятельности государственным требованиям;
• определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества
образования на различных уровнях обучения государственным стандартам;
• определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и
запросам субъектов образовательной деятельности;
• обеспечение доступности качественного образования;
• оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
• выявление факторов, влияющих на качество образования;
• содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации

педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации
педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
• стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения
качества и конкурентоспособности;
• определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной
плате за высокое качество обучения и воспитания;
• расширение общественного участия в управлении образованием в МАОУ СОШ №4 и
формирование экспертного сообщества;
• анализ эффективности принимаемых управленческих решений;
• разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
• обеспечение информационной открытости оценочных процедур.
3. Принципы ВСОКО
В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы:
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных
обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
качества и надежности средств оценки образовательных достижений;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку
деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в образовательной организации;
ответственности участников образовательного процесса за повышение качества
образования.

4. Субъекты ВСОКО и их функции
4.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
•
•

администрацию МАОУ СОШ №4;
педагогический совет;

•
•

методические объединения учителей-предметников;
иные временные субъекты.

4.1.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит:
•

•
•
•

•
•
•
•

•

формирование, утверждение приказом директора МАОУ СОШ №4 и контроль
исполнения блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и
приложений к ним;
разработка
мероприятий
и
подготовка
предложений,
направленных
на
совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях;
обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
организация системы мониторинга качества образования в образовательной
организации, сбор, обработка и хранение информации о состоянии и динамике развития,
анализ результатов оценки качества образования на уровне МАОУ СОШ №4;
организация изучения информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и
общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни
системы оценки качества образования;
формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки
качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год,
самообследование, публичный доклад, др.);
принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

4.1.2. Педагогический совет образовательной организации:
•
•
•

•
•

•

содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в МАОУ СОШ №4;
содействует реализации принципа общественного участия в управлении
образованием;
принимает участие:
– в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки
качества образования образовательной организации;
– в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов,
условий организации образовательной деятельности;
– в оценке качества и результативности труда работников ОО, распределении выплат
стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке,
установленном локальными актами;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ОО по вопросам
обучения и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима в образовательной организации, об охране труда,
здоровья и жизни обучающихся и по другим вопросам образовательной деятельности
МАОУ СОШ №4;
принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию по результатам учебного года.

4.1.3. Методические объединения учителей-предметников
•

участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей,
характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации,
критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов;
• содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных
экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и
формируют предложения по их совершенствованию;
• готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования.

4.1.4. В функции психолого-педагогической службы МАОУ СОШ №4 в рамках ВСОКО
входит:
проведение психологических исследований, направленных на выявление различных
затруднений обучающихся;
• оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания
обучающихся в МАОУ СОШ №4;
• разработка рекомендаций для педагогов и администрации по оптимизации условий
образовательного процесса в МАОУ СОШ №4;
• разработка предложений для администрации ОО по повышению качества образования.
•

4.1.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей в
соответствии с полномочиями, определенными уставом МАОУ СОШ №4) в рамках ВСОКО
входит:
•
•

общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества;
оценка эффективности реализации программы развития МАОУ СОШ №4 и обеспечения
качества условий обучения.

5. Организация оценки качества образования
5.1. Компоненты ВСОКО:
•
•
•
•

оценка реализуемых в МАОУ СОШ №4 образовательных программ;
оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся;
оценка деятельности педагогических и руководящих работников МАОУ СОШ №4;
оценка качества условий образовательной деятельности.

5.2. Оценка содержания образования проводится в форме внутренней экспертизы ООП по
уровням общего образования на предмет соответствия:
основных образовательных программ, адаптированных основных образовательных
программ, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям
ФГОС и ФОП;
• учебного плана, плана воспитательной и внеурочной деятельности требованиям
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
• расписания учебных занятий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
•

5.2.1. Оценка содержания образования проводится с использованием чек-листа, являющегося
приложением 1 к настоящему Положению.
5.2.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на этапе их
рассмотрения по следующим критериям:
соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их
наличии);
• соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей
(законных представителей) обучающихся МАОУ СОШ №4;
• соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы.
•

5.2.3. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется
ежегодно.
5.2.4. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ делается
вывод об эффективности педагогической системы школы в отношении:
•
•
•
•
•
•
•
•

обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
интеграции урочной и внеурочной деятельности;
инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение
уровня функциональной грамотности;
культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся;
психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной
самомотивации обучающихся;
проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
социального, научно-методического партнерства;
деятельности внутришкольных методических объединений.

5.2.5. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для
своевременной корректировки образовательного процесса.
5.2.6. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении
соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя МАОУ
СОШ №4 с учетом протокола согласования изменений со стороны методического совета.
5.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся
включает:
•
•
•
•
•
•
•
•

национальные исследования качества образования (НИКО);
региональные мониторинговые исследования и диагностические работы;
районные мониторинговые исследования и диагностические работы;
предметные результаты обучения (приложение 2);
метапредметные результаты обучения (приложение 3);
личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
здоровье обучающихся (в динамике);
достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

5.4. Результаты деятельности педагогических и руководящих работников образовательной
организации включают:
•

результаты аттестации педагогических работников и руководителя МАОУ СОШ №4;

•
•
•
•
•
•
•

результаты профессиональных педагогических конкурсов;
мониторинги эффективности руководителей;
конкурсы инновационной деятельности;
результаты контрольно-надзорных процедур;
результаты лицензирования и аккредитации;
анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы);
результаты комплексных оценок образовательных организаций
рейтингования образовательных организаций.

и

систем

5.5. Качество условий образовательной деятельности (приложение 4):
•
•
•
•
•
•
•

кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов);
психолого-педагогические условия;
материально-техническое обеспечение;
учебно-методическое информационное обеспечение;
санитарно-гигиенические условия;
медицинское сопровождение и питание;
наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение
образовательного процесса.

6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО
6.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности устанавливаются в плане ВСОКО.
6.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования реализуются путем:
предоставления информации:
– основным потребителям результатов ВСОКО;
– средствам массовой информации через публичный доклад директора
образовательной организации, самообследование;
• размещения аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте образовательной организации.
•

6.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне МАОУ
СОШ №4 с целью:
•
•
•
•
•

•
•
•

информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего
оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам
обучающихся;
поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;
разработки/корректировки программ развития и образовательных программ,
индивидуальных траекторий развития обучающихся;
анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников,
формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы
стимулирования работников ОО;
подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива
и индивидуальных планов развития педагогов;
планирования работы методических объединений;
проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;

•
•

оптимизации инфраструктуры и системы управления;
планирования внутреннего контроля.

7. Документы ВСОКО
7.1. К документам ВСОКО относятся:
отчет о самообследовании;
сводные ведомости успеваемости;
аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности
родителей, плановых административных проверок и др.;
• аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик
и ГИА;
• анкетно-опросный материал, шаблоны стандартизованных форм и др.;
• приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления
образовательным учреждением.
•
•
•

7.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется в зависимости от задач
административного контроля в текущем учебном году.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».