Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Железнодорожного района г. Екатеринбурга

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 4
_____________ М.А. Изотова
приказ № 424-О от 02.09.2024

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
для детей 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Составители:
Башканкова Е.П., педагог дополнительного образования
Рабченок И.А., педагог дополнительного образования
Ефремова Ю.Е., педагог дополнительного образования
Дудкина И.А., педагог дополнительного образования
Пестова С.В., педагог дополнительного образования
Чегодаева Н.П., педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Пояснительная записка…………………………………………………... 3
Учебный план………………………………………………………………5
Содержание…………………………………………………………………5
Календарный учебный график……………………………………………6
Планируемые результаты…………………………………………………. 7
Программа курса «Игралочка» ……………………………………………7
Программа курса «Волшебный карандаш» ………………………………11
Программа курса «Зелёная тропинка» ……………………………………16
Программа курса «В гостях у сказки» ……………………………………19
Программа курса «Калейдоскоп» …………………………………………22
Программа курса «Почемучки»……………………………………………26

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей 5-6 лет разработана на основе нормативно-правовой документации:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).

Концепция развития
дополнительного
образования
детей
до
2030
года (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г.
№ 196.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№ 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области».

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

Устав МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных
предметов
Актуальность программы обусловлена запросом со стороны родителей на программы дополнительной
подготовки к обучению в школе.
Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и
социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и

3

социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной
готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на
успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно
привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начального общего
образования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов к новым формам общения. У него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД),
коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка
посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования,
составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению
является еще одной не менее важной целью программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)
является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. Поступление ребёнка в школу - это ответственный и сложный момент в его жизни. При
подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению,
сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и
выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно
быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, самостоятельности, прилежания.
Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ
дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и
начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению
ребёнка в первый класс.
Данная программа целесообразна, т.к. решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в
школе.
Адресность программы: программа рассчитана на детей дошкольного возраста-5-6 лет. Прием на
обучение по данной программе носит добровольный характер. Принимаются все желающие по заявлениям
родителей (законных представителей).
Срок реализации: 2022-2023 учебный год (с 19 сентября 2022г по 27 апреля 2023г.)
Цель программы: обеспечение позитивной социализации детей дошкольного возраста к обучению
в школе путём развития физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и
школьного образовательного пространства.
Уровень программы: стартовый
Задачи программы:
- сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия;
- развитие личностных качеств детей;
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций;
- развитие логического мышления, внимания, памяти.
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие речи;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную
самооценку;
- создание предпосылок к школьному обучению;
- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено
решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение
закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих

4

поисковые творческие элементы.
Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных
заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный
материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять
напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки
позволяют переключать активность детей.
В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые
образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока
программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка дошкольника.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные
педагогические технологии:
- игровые,т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
- информационно-коммуникационные- обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к
познанию нового, представляют новые возможности получения информации;
- технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления ,
которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта
ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами
работы.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные,
игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового
персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти)
На занятиях с будущими первоклассниками используются следующие виды работ:
- беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
- инсценировка сказок, дидактическая игра;
- подвижные музыкальные паузы, физминутки;
- заочные экскурсии и путешествия.

2. Учебный план
Название занятия

Количество
часов в неделю

Количество
часов в год

Игралочка
Занятие по развитию математического мышления

1

28

Волшебный карандаш
Занятие по развитию мелкой моторики
Зелёная тропинка
Занятие по формированию представлений об окружающем
мире
В гостях у сказки
Занятие по развитию речи
Калейдоскоп
Занятие по развитию творческих способностей

1

28

1

28

1

28

1

28

Почемучки
Занятие по развитию информационной культуры

1

28

5

Содержание
Содержание программы ориентировано на:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы картины мира;
• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества;
направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции
в системе мировой и отечественной культуры;
• укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- вариантность и вариативность;
- доступность и достаточность;
- наглядность;
- достоверность;
- комплексность;
- взаимосвязь с окружающим миром;
- использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского
творчества;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественноречевая, театрализованная).
Предметное содержание указано в каждой программе курсов, входящих в учебный план
общеразвивающей программы:
Календарный учебный график
Учебный
период
I полугодие
II полугодие

Дата
начало
09.09.2024
09.01.2025

Продолжительность
окончание
количество
учебных недель
23.12.2024
14
28.04.2025
14
Итого в учебном году
28

Дни занятий: понедельник, четверг

Каникулы
Осенние – с 26.10.2024 по 03.11.2024 (9дней)
Зимние - с 31.12.2024 по 08.01.2025 (9 дней)
Весенние – с 22.03.2025 по 30.03.2025 (9 дней)
- Форма аттестации не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании - не
выдается.
Формы и режим занятий.
- Занятия организованы 2 раза в неделю в вечернее время (занятия заканчиваются не позднее 19 часов)

6

по 3 учебных часа, продолжительность которого соответствует санитарно-эпидемиологическим
требованиям (СанПиН 2.4.2.3172-14) к организации режима работы (30 минут, перерыв между занятиями
10 минут).
- Форма обучения: очная, групповая.
- Срок освоения указан в учебном плане и календарном учебном графике настоящей Программы.
Формы оценки и контроляусвоения учебной программы: психолого-педагогическая
диагностика учащихся
на начальном этапе (октябрь)
завершающем этапе (апрель)
промежуточная диагностика (январь).
Планируемые результаты освоения программы.
Физиологическая готовность выражается в уровне основных функциональных систем организма и
состояния здоровья.
 Социальная готовность определяется готовностью ребенка к новым формам общения и
взаимодействия в коллективе, адекватная самооценка.
 Психологическая готовность определяется общим уровнем психического развития ребёнка,
уровнем развития мотивационной сферы.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные;
формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе; положительное
отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть
указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности
по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:овладение определенными вербальными и невербальными средствами
общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и
сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты указаны в каждой программе курсов, входящих в учебный план
общеразвивающей программы:


Программа курса «Игралочка»
1. Пояснительная записка
Программа «Игралочка» направлена на познавательное развитие детей, развитие интереса к
математике, имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе программы
развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» (часть 2),
предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для детей дошкольного возраста.
Познавательно-игровой материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей
постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать,
выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым
материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в
7

готовом виде, а постигается ребенком путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении
существенных признаков. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом
дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее
решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение
занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей
уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений,
желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение
разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и
совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий,
гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных
представлений.
Актуальность: Развитие математического мышления не только помогает ребёнку
ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и
способствует его общему умственному развитию.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
дидактических и занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задачшуток, головоломок, логических упражнений. Дидактические игры математического содержания
имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в учебную деятельность, для
лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей
познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей
вариативность, постепенное усложнение
Основное назначение дидактической (математической) игры – обеспечить детей знаниями в
различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур,
направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить
детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования
математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры могут быть использованы в организации индивидуальной работы с детьми в
условиях семьи. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные
способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности,
пространственных представлений.
Через дидактическую игру, занимательные упражнения, независимо от возраста, дети
включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, смоделировать, раскрыть
секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать, выразить
математические отношения зависимости любым доступным способом.
Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует
развитию самостоятельности мышления, а главное—освоению способов познания.
Цели и задачи образовательной программы
Цели: Развитие логико-математических представлений и представлений о математических
свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах,
зависимостях и закономерностях) средствами дидактической (математической) игры
Задачи:

развивать сенсорные (предметно-действенных) способы познания математических свойств
и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение;

обеспечить освоение детьми экспериментально- исследовательских способов познания
математического содержания математического содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование, трансформация);

развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений
(анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

обеспечить овладение детьми математическими способами познания действительности:
счет, измерение, простейшие вычисления;

развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивости, смекалки,
догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; развитие точной,
аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и
инициативности детей;
8


формировать произвольность поведения, умения устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми;

формировать предпосылки универсальных учебных действий (умения обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий и т.д.).
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
В результате реализации Программы научатся:

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей.

объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и
целым.

находить части целого и целое по известным частям.

сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их
двумя способами.

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми
и количественными числительными.

сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

соотносить цифру с количеством предметов.

измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в
порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.

узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из
частей.

выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги
(вверху, внизу, справа, слева, посередине).

называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в
году.
3. Содержание программы
Игры на логическое мышление
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление
совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Установление равно численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью
составления пар (равно-не равно, больше на…- меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно
целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объём жидких и сыпучих
веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Игры с цифрами и числами
Прямой и обратный счёт в пределах 10.
Порядковый и ритмический счёт.
Образование
следующего
числа
путём
прибавления
единицы.
Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав
чисел первого десятка.
9

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) Сложение и
вычитание чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между
сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием
наглядного материала.
Игры - путешествия во времени и на ориентирование в пространстве
Отношения: на-над-под; слева-справа-посередине, спереди – сзади, сверху-снизу, вышениже, шире-уже, длиннее-короче, толще-тоньше, раньше-позже, позавчера-вчера-сегодня-завтрапослезавтра, вдоль, через и др.
Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Игры с геометрическими фигурами
Выделение в окружающей обстановке предметов одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур из палочек.
Формирование представления о точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, многоугольнике,
углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с
помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении
величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин
4. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема занятия

Количество
часов
Игры с цифрами и числами «Засели домик числами» Числа и
1
цифры 1-5
Игры на развитие логического мышления. Числа и цифры 1-5
1
Игра-путешествие во времени «Найди шестой день недели,
1
месяц года». Число и цифра 6.
1
Игровое задание «Нарисуй фигуры, изменяя два признака».
Игры на ориентирование в пространстве.
1
Игры с геометрическими материалами «Волшебная веревочка».
Пространственные отношения.
1
Игры с геометрическими материалами «Волшебная веревочка».
Измерение длины.
1
Игра «Приключения Метра» Измерение длины.
1
Составление рассказа по картинкам. Практическое задание
«Измерь длину»
1
Игра «Дополни до 7». Число и цифра 7.
1
Игра «Цепочки», игры на логическое мышление «Найди и
соедини линиями»
1
Игра «Подбери пару», игра «Цифроцирк»
1
Игра - исследование «Сравни кубики по массе». Сравнение по
массе
1
Опытная работа «Тяжелее-легче». Измерение массы.
10

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Просмотр видео фрагмента «Какие бывают весы». .Игра
«Седьмой лишний»
Игра «Где «спрятались» восьмерки?», игра «Дорисуй». Число и
цифра 8.
Игры на классификацию объектов. Игра «Зеркало».
Игры на логическое мышление «Расположи картинки разными
способами». Число и цифра 8.

Опытная работа «Сравнение по объему». Игры на
классификацию объектов».
Опытная работа «Измерение объема». Игра «На сколько
больше, на сколько меньше?».
Игра «Который час?», игра «Цепочки». Число и цифра 9. Игра
на классификацию объектов
Игра «Составь пары», Игра «Лабиринт», Игра на определение
целого и части.
Площадь и ее измерение. Игровое задание «Чей коврик
занимает больше места?».
Площадь. Измерение площади. Игра «Определи номер поезда».
Игра «Зеркало»
Измерение площади. Игра «Строим домики»
Число и цифра 0. Игра «Чего на свете не бывает?». Игра «Построй
кораблик»
Число 10. Игра «Математические корзинки». Интерактивная игра
«Кораблик Буль-Буль»
Игра «Математический калейдоскоп»
Итоговое занятие. Игра – путешествие в страну Математику.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Программа курса «Волшебный карандаш»
1. Пояснительная записка
Программа “Волшебный карандаш” предназначена для правильного развития мелкой
моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании
последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук)
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного
восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе,
тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
11

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
5-6 лет, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Актуальность:
Работа по программе «Волшебный карандаш» направлена на всестороннее развитие
ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной
смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным
подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых
психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов,
коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-6 лет по правильному
развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании
последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей
дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений
пальцев рук.
Задачи:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
- формировать практические умения и навыки;
- формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
- развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление,
зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность,
чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Основные принципы реализации Программы.
Основным принципом реализации Программы является создание максимально
благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста на основе
указанных принципов будет способствовать их полноценному психическому развитию,
качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению
положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на
занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой
моторики детей.
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
В результате реализации Программы дети будут:
 уметь работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 владеть основными формами штриховки (вертикальная, горизонтальная);
 знать несколько пальчиковых игр в комплексе со стихотворениями;
 правильно держать ручку, карандаш;
 работать с трафаретами;
 заштриховывать предметы двумя способами;
 проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, уметь слушать собеседника, задавать вопросы.
3. Содержание программы
12

Содержание программы реализуется через следующие виды деятельности:
 пальчиковая гимнастика
 рисуночные задания
 рисование
«Пальчиковая гимнастика» знакомит дети с различными пальчиковыми играми.
Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на
закрепление умения правильно держать ручку, карандаш, линейку, на закрепление правильного
расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по
удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой
инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику
рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры: «Хозяйка», «Моя семья», «Листья», «Капуста», «Курочка», «Моя
семья», «Прогулка», «Черепаха», «Солнышко», «Комар», «Кораблик», «Апельсин», «Замок»,
«Горох», «Дни недели».
«Рисуночные задания» помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук,
кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе
деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание,
развивает память, логическое мышление.
Творческие работы: «Игрушки», «Ёлочка», «Зайчик», «Цыплята», «Букет для мамы», «Я на
солнышке лежу», «Но вот пришла лягушка», «Таинственный остров», «Все любят цирк!», «Зимняя
сказка», «В царстве гномов», «Наша ваза лучше всех», «Зонтик», «Кораблик», «Бабочка»,
«Снеговик», «Подсолнух», «Птичка».
«Рисование» знакомит детей с различными техниками рисования, с особенностями
изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие,
творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
Рисование на тему: «Я и моя семья», «Прогулка по осеннему лесу», «Подарки осени», «Мой
чудесный сад», «Натюрморт», «Золотая рыбка», «Красота вокруг нас»

Тема занятия
№
1

4.Тематическое планирование
Содержание деятельности

Творческая работа «Игрушки»

2

Рисование на тему «Я и моя
семья»

3

Рисование на тему «Прогулка
по осеннему лесу».

4

Творческая работа «Ёлочка».

5

Творческая работа «Зайчик».

Пальчиковая игра «Хозяйка».
Развитие тактильных ощущений.
Беседа об увлечениях детей.
Рисование по теме
Пальчиковая игра «Моя семья».
Развитие мелкой моторики. Рассказ
детей о своих семьях. Рисование по
теме
Пальчиковая
игра
«Листья».
Развитие осязательного восприятия
(тактильной,
кожной
чувствительности
пальцев
рук).
Беседа о красоте осеннего леса.
Просмотр презентации. Рисование
картин осени
Совершенствование движения рук.
Работа по трафарету. Выкладывание
изображения из счётных палочек
Пальчиковая
игра
«Капуста».
Развитие координации движений.
Беседа
о
диких
животных.
Воспитание бережного отношения к
13

Количест
во часов
1

1

1

1

1

природе.
6

Творческая работа «Цыплята».

Пальчиковая игра «Курочка».
Развитие тактильных ощущений.
Беседа о птичьем дворе. Развитие
способности соотносить предметы с
их словесным обозначением.
Пальчиковая
игра
«Курочка».
Развитие мелкой моторики. Беседа о
сказках.
Моделирование
художественными
средствами
сказочных и фантастических образов.

1

7

Сочиняем сказку сами
«Петушок – золотой
гребешок».

8

Творческая работа «Букет для
мамы».

Пальчиковая игра «Моя семья».
Развитие координации движений.
Беседа
«Моя
мама
самая…»
Воспитание чувства уважения к
маме, потребности помогать ей.

1

9

Картинная галерея: «Подарки
осени» (мелки цветные).

Пальчиковая
игра
«Прогулка».
Развитие тактильных ощущений.
Просмотр презентации.

1

10

Творческая работа «Я на
солнышке лежу» (карандаши
цветные).

Пальчиковая
игра
«Черепаха».
Развитие мелкой моторики. Беседа о
животных жарких стран.

1

11

Рисунки на тему «Мой
чудесный сад».

Пальчиковая игра «Солнышко».
Совершенствование движения рук.
Работа по трафарету. Игра «Фрукт
или овощ»

1

12

1

13

Творческая работа «Но вот Пальчиковая игра «Комар». Работа с
пришла лягушка…».
трафаретами. Штриховка. Развитие
мелкой моторики.
Творческая работа
Рисуем пальму (мелки цветные).
«Таинственный остров».
Пальчиковая
игра
«Кораблик».
Развитие координации движений.
Загадки. Выкладывание изображения
с помощью счётных палочек.

14

Творческая работа «Все любят
цирк!»

Пальчиковая игра «Апельсин».
Развитие тактильных ощущений.
Беседа о цирковых профессиях.

1

15

Творческая работа «Зимняя
сказка».

1

16

Картинная галерея:
«Натюрморт».

Пальчиковая игра «Замок». Развитие
мелкой моторики. Беседа о красоте
зимнего леса. Просмотр презентации.
Пальчиковые
игры.
Развитие
координации движений. Понятие о
натюрморте. Просмотр презентации.
Развитие глазомера.
14

1

1

1

17

Творческая работа «В царстве
гномов».

Пальчиковые
игры.
Совершенствование движений рук.
Развитие глазомера.

1

18

Творческая работа «Наша ваза
лучше всех!»

Рисуем вазу (карандаши цветные)
Пальчиковая игра «Солнышко».
Развитие мелкой моторики. Понятие
о
штриховке
вертикальной
и
горизонтальной.
Выкладывание
изображения из счётных палочек.

1

19

Творческая работа «Зонтик».

Пальчиковая игра «Горох». Развитие
тактильных ощущений. Штриховка
вертикальная. Ритмичное нанесение
точек и рисование кругов.

1

20

Творческая работа
«Кораблик».

Рисуем кораблик (мелки цветные).
Пальчиковая игра «Дни недели».
Развитие
мелкой
моторики.
Штриховка горизонтальная.

1

21

Картинная галерея:
«Подводное царство»
Рисунок-декорация «Золотая
рыбка».

Просмотр презентации. Рисование по
представлению. Пальчиковые игры.
Развитие способности соотносить
предмет
с
его
словесным
обозначением.

1

22

Творческая работа «Бабочка».

Пальчиковые игры. Развитие мелкой
моторики. Развитие способности
ритмично наносить горизонтальные
и вертикальные линии. Беседа о
бережном отношении к насекомым.

1

23

Праздник русской матрёшки.
Знакомство с народными
промыслами.

Просмотр презентации. Роспись
матрёшки.
Пальчиковые
игры.
Развитие координации движений.

1

24

Творческая работа
«Снеговик».

Пальчиковые игры. Развитие мелкой
моторики. Работа с трафаретами.
Составление снеговиков из кругов
разного
размера.
Штриховка
горизонтальная.

1

25

Творческая работа
«Подсолнух».

Пальчиковые
игры.
Совершенствование движений рук.
Работа с трафаретами. Штриховка
горизонтальная и вертикальная.

1

26

Творческая работа «Птичка».

Пальчиковые игры. Развитие
тактильных ощущений. Воспитание
бережного отношения к птицам,

1

15

желания заботиться о них.
27

Рисование на тему: «Красота
вокруг нас».

Пальчиковые игры. Развитие мелкой
моторики.

1

28

Творческая работа «Весна,
весна»

Пальчиковые игры. Развитие мелкой
моторики.

1

Программа курса «Зелёная тропинка»
1. Пояснительная записка
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет
собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в
дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений.
Содержание
программы
строится
как
синтез
различных
составляющих
естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений
из области астрономии, физики, биологии, экологии.
При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая
становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной
школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в
природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста
занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием,
вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких
важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их
общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление).
Актуальность: Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на
сегодняшний день. Известно, что именно в детском возрасте идет становление важнейших качеств
человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы
пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к
этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим
себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его
воспитании.
Практическая значимость:
С самого детства необходимо закладывать представление о том, что человек нуждается в
экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту
природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к
здоровому образу жизни.
Программа реализуется в разных формах совместной деятельности педагога с детьми –
экологические наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, экологические
игры, чтение художественной литературы экологического содержания, работа в рабочих тетрадях
«Добро пожаловать в экологию» (О.А.Воронкевич), экскурсии в природу, и т.д.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: воспитание основ экологической культуры, формирование основ безопасного поведения в
природе.
16

Задачи:
1.Обеспечить целостное восприятие ребёнком мира природы;
2.Формировать у детей заинтересованное и бережное отношение к окружающему миру, объектам
природного окружения;
3.Развивать у детей познавательную и творческую активность в изучении природы;
4.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе,
делать умозаключения и выводы;
5.Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, воображение;
6.Формировать произвольность поведения, умения устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми
7.Формировать предпосылки универсальных учебных действий (умения планировать и
обдумывать свои действия, осуществлять действия с заданными правилами, проверять результат
своих действий и т.д.).
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
В результате реализации Программы научатся:
- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;
- перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их
признаки;
- проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила безопасного поведения в мире природы;
- проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для
человека ситуациям,
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных
задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке,
поделке, модели;
-проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, уметь слушать собеседника, задавать вопросы;
3. Содержание программы
Чудесный мир растений (9 час)
Растения нашей местности. Игры на распознавание их в природе с помощью атласаопределителя. Лес-многоэтажный дом. Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Рисование,
лепка.
Комнатные растения-спутники нашей жизни. Раскрашивание изображений, рисование,
аппликация.
Овощи и фрукты. Игры, загадки на определение овощей и фруктов по их описанию.
Съедобные и ядовитые растения. Выявление важнейших отличительных признаков. Игры
на различие съедобных и ядовитых растений. Правила безопасности при сборе ягод и грибов.
Лекарственные растения. Значение «зелёной аптеки» в жизни человека. Бережное
отношение к лекарственным растениям. Раскрашивание. Дидактические игры.
Наши друзья - животные (9час)
Обитатели живого уголка. Домашние животные. Рисование домашних питомцев.
Насекомые. Распознавание их на рисунках. Игры, раскрашивание.
Домашний аквариум. Рисование восковыми мелками.
Наши пернатые друзья. Акция «Помоги птицам зимой». Игры «Угадай, чей голосок», «Кто
что ест?», загадки, викторины и др.
Разнообразный мир зверей. Игры-путешествия в лес, зоопарк. Игра «Кто где живёт?»
17

Правила безопасного поведения при общении с животными.
«Охрана природы - забота о животных». Красная книга.
Круглый год (4час)
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Игрыпутешествия по сказкам К.Д. Ушинского «Четыре желания», С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на
скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.
Звёзды, Солнце и Луна (4 час)
Солнце и его роль для жизни на Земле. Моделирование расположения Солнца, Земли и
Луны относительно друг друга. Приключение солнечного зайчика. Постановка сценок театра
теней. Радуга- украшение мира. Раскрашивание радуги. Правила безопасности при играх с
солнечным зайчиком.
4. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема занятия

Количество
часов
Красота
1

Рисование на тему «Воспоминание о лете».
окружающего мира.
«Осень в саду, в огороде, в лесу». Дидактическая игра «Букет из
осенних листьев».
Зеленое чудо-растение. Просмотр видеофрагмента. Обсуждение.
«Лес - многоэтажный дом». Правила поведения в лесу.
«Для чего растению нужны семена?» Практическая деятельность
«Сеем горох».
«В хороводе деревьев». Дидактическое лото «С какого дерева
листочек?»
«Комнатные растения – спутники нашей жизни»
Игра «Угадай цветок по описанию».
Обитатели живого уголка. Рисование домашних животных.
Разнообразный мир зверей. Игра-путешествие в лес. Просмотр
видеофильма.
«Как живут наши пернатые друзья зимой?» Игра «Собери корм
птицам».
Домашний аквариум. Рисование восковыми мелками
«На прогулку в зоопарк». Легоконструирование.
Дидактическая игра «Назови детёнышей».
«Охрана природы - забота о животных». Красная книга.
Времена года. Игра – путешествие по сказке «Четыре желания».
Солнце и его роль для жизни на Земле. Инсценирование сказки
К. Чуковского «Краденое солнце».
Приключения Солнечного зайчика. Сценки театра теней.

Радуга-украшение мира. Раскрашивание радуги.
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Рисование на тему «Началась весна». Игра-путешествие по
сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев».
«Жизнь птиц и животных весной». Игра «Угадай, кто где
18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28

живёт».
«Зелёная аптека». Выставка рисунков лекарственных растений.
«Фрукты и овощи для здоровья людей». Загадки об овощах и
фруктах.
«Беседа о насекомых». Инсценирование басни И.Крылова
«Стрекоза и Муравей».
Игра-путешествие «По лесным тропинкам». Правила безопасности при
сборе грибов и ягод.
Праздник «Знай и люби родную природу».
Правила безопасности в различные сезоны года.
Строим экологический город

1
1
1
1
1
1
1

Программа курса «В гостях у сказки»
1. Пояснительная записка
Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие
и духовный опыт социума. Эти положения отразились в современном направлении практической
психологии – сказкотерапии.
Сказка помогает ребёнку интерпретировать окружающую действительность.
Современные научные данные показывают, что сказка формирует базовое доверие ребенка
к миру, его открытость, прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты,
воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей, обеспечивает основу для
реализации эмоционально положительного опыта личности дошкольника.
Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас.
Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение,
которое является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать
эмоциональное состояние окружающих.
С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт.
Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и
любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми, учится умению
прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим, начинает осознавать, что происходит с
человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во
взаимоотношениях с социумом.
Актуальность: Программа кружка “В гостях у сказки” способствует нравственному,
патриотическому и эстетическому воспитанию, развитию у детей эстетического восприятия,
воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной
личности младшего школьника.
Предлагаемое тематическое планирование, включает в себя литературное чтение и
слушание, изобразительное и театральное искусство.
Цели и задачи образовательной программы
Цели: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического
здоровья дошкольников.
Задачи:
- воспитывать положительное отношение к себе и другим;
- развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
- формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем
мире;
- развивать умение чувствовать и понимать другого;
- развивать рефлексивные умения.
Организация деятельности дошкольников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
19

- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
В результате реализации Программы научатся:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

слушать и отвечать на вопросы;

иллюстрировать услышанное или прочитанное;
3. Содержание программы
Русские народные сказки – 6ч.
«Колобок», «Теремок», «Грибок-теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Кот и петух».
Сказки в мульфильмах – 5ч.
Сказки В.Сутеева.
Г.Скребицкий «Лесные путешественники».
Сказки о животных в мультфильмах.
Приключения ребят в мультфильмах.
Русская народная сказка «Заяц-хваста».
Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», «Серая Шейка»
Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки – 3ч.
Сказки о животных. «Чужие следы»
Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»
Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»
Сказки народов мира - 6ч.
Чувашская сказка «Умный портной»
Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»
Туркменскаясказка «Сорок небылиц»
Вьетнамская сказка «Обманутый богач»
Немецкая сказка «Цена гороха»
Датская сказка «Король змей»
Сказки отечественных писателей – 3ч.
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
А.Волков «УрфинДжюс и его деревянные солдаты»
М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»
Сказки зарубежных писателей – 3ч.
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»
А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
4. Тематическое планирование
№
1

2

Тема занятия
На всякого мудреца довольно
простоты.
Русская народная сказка
«Колобок»
Дружелюбие и радушие.
Русская народная сказка

Содержание деятельности
Слушание, просмотр м/ф,
рассказывание сказки, рисование
героев сказки, лепка колобка
Слушание, рассказывание,
иллюстрирование, лепка героев,
20

Количест
во часов
1

1

«Теремок», «Грибок-теремок»

инсценирование, просмотр м/ф

Вместе тесно, а врозь скучно.
Русская народная сказка
«Грибок-теремок»
Не имей сто рублей, а имей
сто друзей.
Русская народная сказка
«Репка»
В гостях хорошо, а дома
лучше.
Русская народная сказка
«Маша и медведь»
Всякая помощь хороша
вовремя.
Русская народная сказка «Кот
и петух»
За добро добром платят.
Сказки В.Сутеева

Слушание, рассказывание,
иллюстрирование, лепка героев,
инсценирование, просмотр м/ф
Слушание, выборочный пересказ,
рисование с помощью трафарета.

1

Слушание, пересказ, просмотр м/ф,
рисование свечкой и акварелью.
Ролевая игра.

1

Слушание, выборочный пересказ,
инсценирование. Создание книжкималышки.

1

Просмотр м/ф «Дядя Миша»,
«Мешок яблок», «Палочкавыручалочка», «Кто сказал мяу?»,
«Кот-рыболов», инсценирование,
озвучивание

1

8

Г.Скребицкий
«Лесные путешественники»

1

9

Храбрый не тот, кто страха не
знает, а тот, кто узнал и
навстречу ему идёт.
Сказки о животных в
мультфильмах.

Просмотр м/ф, иллюстрирование,
подвижная игра «Шишки, желуди,
орехи», лепка из пластилина.
Просмотр м/ф «Беги, ручеек»,
«Медведь – липовая нога», «Как
козлик землю держал», «Мы за
солнышком идем». Рассказывание,
иллюстрирование, инсценирование.

10

Доброе дело само себя хвалит.
Русская народная сказка
«Заяц-хваста». Д.МаминСибиряк «Храбрый заяц»,
«Серая Шейка»
Как аукнется, так и
откликнется.
Приключения ребят в
мультфильмах.
Дружно не грузно, а врозь,
хоть брось.
Сказки о животных. «Чужие
следы»
Друг познается в несчастье.
Волшебные сказки. «Пойди
туда не знаю куда»
Глупый киснет, а умный все
промыслит.
Бытовые сказки.
«Как мужик гуся делил», «Два
лентяя»
От лености все недостатки.

Слушание, инсценирование,
озвучивание мультфильма.

1

Просмотр м/ф «Варежка»,
«Дедушка и внучек», «Старая
игрушка», «Сказка старого дуба»,
«Тимошкина елка»
Слушание, пересказ, ролевая игра,
иллюстрирование.

1

Чтение, краткий пересказ,
рисование героев жидкой гуашью.

1

Слушание, чтение по ролям,
рассказывание, озвучивание героев.

1

Слушание, выборочный пересказ,

1

3

4

5

6

7

11

12

13

14

15

21

1

1

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27
28

Чувашская сказка
«Умный портной»
Взялся за гуж, не говори, что
не дюж.
Марийские сказки
«Два брата»,
«Золотой пояс»
Слова рождаются из слов, как
добрые дела — из добрых дел!
Туркменская сказка «Сорок
небылиц»
Как ни мудри, а совести не
перемудришь.
Вьетнамская сказка
«Обманутый богач»
Что имеем – не храним, а
потерявши – плачем.
Немецкая сказка
«Цена гороха»
Смелым счастье помогает
Датская сказка
«Король змей»
Верный друг - крепкая защита
А.Волков «Волшебник
Изумрудного города»
Лишнее пожелаешь,
последнее потеряешь.
А.Волков «УрфинДжюс и его
деревянные солдаты»
Жизнь дана на добрые дела.
М.Мокиенко
«Как Бабы-Яги сказку
спасали»
«Большая любовь всё
прощает»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Покоряй сердце любовью, а не
страхомЛ.Кэролл
«Алиса в Стране Чудес»
Пустяки, дело-то житейское!
А.Линдгрен «Три повести о
Малыше и Карлсоне»
Инсценировка сказки Ш.
Перро «Красная шапочка»).
Итоговый урок. Играпутешествие «Что за прелесть
эти сказки!»

театрализация.
Чтение по ролям, выборочный
пересказ, иллюстрирование.

1

Слушание, пересказ, ролевая игра,
иллюстрирование.

1

Слушание, пересказ, ролевая игра,
иллюстрирование.

1

Чтение, краткий пересказ,
рисование героев жидкой гуашью.

1

Слушание, чтение по ролям,
рассказывание, озвучивание героев.

1

Слушание, чтение по ролям,
рассказывание, озвучивание героев.

1

Чтение, выборочный пересказ,
пластилиновый театр кукол.

1

Чтение, краткий пересказ,
рисование героев жидкой гуашью.

1

Слушание, чтение по ролям,
рассказывание, озвучивание героев.

1

Чтение, просмотр фрагментов м/ф,
озвучивание.

1

Просмотр м/ф, озвучивание героев,
аппликация из пластилина
«Карлсон»
Настольный театр.

1

Чтение, просмотр фрагментов м/ф,
озвучивание.

1

1

Программа курса «Калейдоскоп»
1. Пояснительная записка
С ранних лет ребенок стремится к творчеству, поэтому важно создавать в детском коллективе
атмосферу свободного выражения чувства и мысли, разбудить фантазию детей, обеспечивать
условия максимальной реализации способностей.
22

В этом немаловажная роль принадлежит театральной деятельности. Театр развлекает и
воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает
соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в
себе.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, играя, познаёт окружающее.
Характер всех театрализованных игр-представлений позволяет успешно решить много задач,
воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый
интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого
ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого
соучастия.
Театрализованная деятельность интегративна, так как восприятие, мышление, воображение,
речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской
активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и во всех видах детского творчества
(художественно - речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического) в трех аспектах:
- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным
текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);
- исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью
средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);
- оформление спектакля или создание (подбор, изготовление, нестандартное использование)
декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Театрально - игровая деятельность дошкольника должна стать самоценной, свободной,
творческой, чтобы разрешить противоречия: между свободой ребенка в игре и обязательной
содержательной основой театрализации; акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее
результат. Так же данная деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных
направлениях:
- разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и
изобразительной;
- творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.Театр в
детском саду научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в
жизнь прекрасное и доброе.
Театрально-игровая деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый
интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации
движения, развивает творческие способности и воображение, снимает эмоциональное и
физическое напряжение.
Актуальность: Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка
средствами театрализованной деятельности, способствующей развитию эстетического восприятия
окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания
об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Практическая значимость: Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок будет учиться
работать в коллективе над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы,
обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой
деятельности, а также координировать свои функции.
Цели и задачи образовательной программы
Цель программы — развитие общих и специальных творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной
деятельности,
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка
совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных постановках.
4. Совершенствовать коммуникативные умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.).
23

6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
В результате реализации Программы дети будут:
-уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
-ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке;
-уметь двигаться в заданном ритме;
-уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
-уметь запоминать заданные педагогом мизансцены;
-свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия;
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
-уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;
-уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
-уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении;
-уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения;
-уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
-уметь подбирать рифму к заданному слову;
-уметь составлять диалог между сказочными героями.
3. Содержание программы
Раздел «Художественная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического
чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Раздел включает в себя общеразвивающие
и специальные театральные игры.
Раздел «Музыка и ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных
способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим
миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией четкой дикцией,
разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со
словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях используется народные сказки,
стихи, потешки, чистоговорки, произведения различных авторов, призванные способствовать
развитию речи, способности к рассуждению, а, следовательно – способности к анализу.
Таким образом, все упражнения раздела «Культура и техника речи» можно разделить на 3 вида:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2. Дикционные и интонационные упражнения.
З. Творческие игры со словом.
Раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
• Особенности театрального искусства.
• Виды театрального искусства.
• Рождение спектакля.
• Театр снаружи и изнутри.
• Культура зрителя.
Раздел «Работа над спектаклем» включает инновационные разработки по интеграции
программы и программы изобразительной деятельности, создание декораций, предполагает
24

совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей), и включает в
себя знакомство с пьесой и постановку полноценного музыкального спектакля.

4. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27.
28

Тема занятия
Театральная игра. Игра «Театр двух актеров»
Ритмопластика. Свободная импровизация. Жесты. Игра «Ходит осень
по дорожкам»
Культура и техника речи. Речевое дыхание, правильная артикуляция,
дикция. Веселые слова и фразы
Театральная игра. Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Спор
овощей»
Основы театральной культуры. Этюд «Пляска кота и мыши»
Виды театрального искусства. Игра «Мы - актёры»
Кукольный театр. «Сказка о глупом мышонке»
Театральная игра. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Муха Цокотуха». Представление детьми главных героев. Распределение
ролей.
Основы театральной культуры. Постановка сказки «Муха Цокотуха».
Ритмопластика. Разнообразные жесты. Пластиковая импровизация
«Встали детки в кружок – закружились как снежок»
Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Загадки.
«В гости к ежику и лисе»
Театральный словарь: «сцена», «занавес», «кулисы», «задник»,
«партер», «амфитеатр», «балкон», «гардероб», «фойе», «буфет»,
«антракт»
Театральная игра «Карнавал кукол»
Пластическая импровизация. Этюд «Воробей и кот»
Основы кукольного театра.Инсценировка «Дом, который построил
Джек» по английской песенке в переводе С.Я. Маршака
Театр на картоне. «Мешок с сюрпризом»
Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и
скажи»
Инсценировка «Шалунишки-котятки потеряли перчатки» (по
английской народной песенке в переводе И. Родина)
Театр снаружи и изнутри. Пальчиковая игра «Ай, туки – туки – туки»
Культура и техника речи. Понятия: «тон голоса», «речь», «общение».
Инсценирование отрывка из сказки А.С. Пушкина «Свет мой,
зеркальце, скажи»
Мимика и жесты. «Представьте себе…»
Актерское мастерство. Этюды: «Веселая зарядка», «Попугай
умывается»
Культура зрителя. Импровизация «К нам гости пришли!»
Рождение спектакля. Этюды на выражение основных эмоций
«Любопытный», «Круглые глаза», «Старый гриб»
Работа над образом. Мимика. Костюмы. Декорации.
Работа над образом. Игра-пантомима «Мухи», этюд «Медвежата»
Праздник «Забавный калейдоскоп»

25

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Программа курса «Почемучки»
1.Пояснительная записка
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает
формирование информационной культуры личности, под которой можно понимать оптимальные
способы обращения с различными, данными, информацией и представление их человеку для
решения практических задач; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному
использованию информационных средств и информации. Обобщая вышесказанное,
информационную культуру можно представить как эффективное использование накопленных
человечеством информационных ресурсов. В свою очередь под информационными ресурсами
понимают «имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе
и пригодной для сохранения и использования».
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, установления
взаимоотношений с различными сторонами бытия, приобщения маленького человека к миру
культуры. Основным элементом в процессе формирования информационной культуры является
образование, которое готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором
необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и
выделять главное.
Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной
грамотностью. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с
различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно,
чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому,
эмоциональному человеческому общению. Компьютер – это лишь одно из средств получения
необходимой для решения задачи информации. Для его использования важно научить, а ребенку
научиться задавать вопросы, для ответа на которые необходима доступная, понятная и
необходимая информация.
Компонентами информационной культуры являются:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства,
игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.);
2. Умение делать выводы из полученной информации;
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему;
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
В настоящей программе акцент сделан на развитие умений ребенка слушать, задавать
вопросы, отвечать на них, что дает возможность ребенку получит необходимую информацию.
На основе представленных положений была выстроена система форм и методов развития
информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. Методика развития
информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста определяется как
целенаправленный
многоаспектный
процесс,
включающий
следующие
подэтапы
(информационный, обучающий и практико-преобразующий), реализация содержания которых
обеспечивается за счет различных форм, методов и осуществляется согласно структурным
компонентам информационной культуры.
Информационный этап направлен на обогащение детей знаниями в сфере информационной
картины мира. С этой целью использовали тетрадь с заданиями для развития детей «Игровая
информатика»
Знакомство с миром информации на данном этапе обеспечило ориентировку детей в
понятии «информация», включающее в себя обмен сведениями между людьми, знание об особые
свойства информации: полнота, достоверность, понятность, полезность, своевременность, о
возможности кодирования информации. Дошкольники получают возможность научиться
различать
способы
получения,
передачи,
хранения
информации
(эмпирический,
коммуникативный, технический).
Обучающий этап направлен на развитие умений ребенка взаимодействовать с «миром
информации». Для развития элементарных навыков и умений работы со смысловой информацией
использовали следующие формы и методы работы развития умения добывать информацию с
26

помощью вопросов, технических помощников; умения самостоятельно кодировать информацию
Что такое вопрос? В словаре Ожегова: «Вопрос – это обращение, направленное на
получение каких - нибудь сведений, требующее ответа».
Мышление в значительной степени
состоит из задавания вопросов и ответов на них. С помощью вопросов дети стремятся познать то,
что им ещё неизвестно и не совсем понятно в окружающем мире.
Виды вопросов:
- воспроизводящий вопрос (какой объект по цвету? по размеру? по форме? по материалу? и т.д.);
- описательный вопрос (как, что, кто, где?), с помощью которого можно более полно описать
интересующий объект или явление;
- оценочный вопрос (что хорошо – что плохо, что правильно - что неправильно?);
- уточняющий вопрос (правда ли, верно ли?) уточняет и обосновывает существующие или
несуществующие признаки объекта или явления.
- субъективный вопрос (что я об этом знаю, что я об этом думаю?)
Для развития умения задавать вопросы используются игры и упражнения: «Задай вопрос»,
«Узнай всё об объекте», ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек.
Какие три вопроса он бы задал тебе?»
Практико-преобразующий этап обучения дошкольников по программе «Почемучки»
направлен на организацию самостоятельной работы ребенка с информационным миром и решал
такую задачу, как: закрепить умение отбирать, оценивать и перерабатывать полученную
информацию Данный этап обеспечил развитие умения анализировать предложенную взрослым
ситуацию с позиции процесса передачи или приема информации (выявление источника,
приемника, характера связи - односторонней или двусторонней); умения делать выводы из
полученной информации.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: развитие компонентов информационной культуры, познавательного интереса и
положительной мотивации к обучению.
Задачи:

познакомить с основными понятиями информатики;

формировать понятия и способы информационной деятельности;

формировать представления об окружающем мире;

развивать интеллект, творческие способности ребёнка;

развивать ассоциативное, образное, пространственное и логическое мышление;

воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым;

развивать умение задавать вопросы.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие
методыобучения:

словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы, объяснение);

наглядные (таблицы, презентации, рисунки, карточки, тетради, способы действия);

практические (упражнение, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям);

игровые (дидактическая игра);

проектирование (проект);

исследовательский метод;

контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение
творческих заданий.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

индивидуальная самостоятельная работа учащихся;

групповые формы работы;

фронтальные;

самооценка выполненной работы;

дидактическая игра.
Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 5–6 лет. Длительность одного занятия – 30
минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме
сформировать у детей необходимые умения работать с информацией.
2. Планируемые результаты освоения программы детьми 5-6 лет:
27

В результате проведения занятий по данной программе дети научатся:

выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или
несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
свойством;

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

сопоставлять части и целое предметов и действий;

называть главную функцию (назначение) предметов;

расставлять события в правильной последовательности;

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

приводить примеры истинных и ложных высказываний;

приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

формулировать отрицание по аналогии;

пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

проводить аналогию между разными предметами;

находить похожее у разных предметов;

представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

переносить свойства одного предмета на другие;
3. Содержание программы

Выделение свойств, предметов, находить предметы, обладающие заданными свойствами
или несколькими свойствами;

Разбиение множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

Обобщение по признаку, находить закономерность по признаку;

Ознакомление с вложенными подмножествами (не вводя термина);

Сопоставление части и целого для предметов и действий;

Составление событий в правильной последовательности;

Описание простого порядка действий;

Выполнение перечисляемой или изображенной последовательности
действий;

Ознакомление с функцией как действием, применяемым по отношению к разным
предметам;

Описание порядка действий для достижения заданной цели;

Нахождения ошибки в неправильной последовательности действий;

Ознакомление с истинным и ложным высказыванием (не вводя термины);

Ознакомление с отрицанием по аналогии;

Выделение как можно больше свойств в разных ситуациях;

Проведение аналогии между разными предметами;

Умение находить схожее у разных предметов;

Перенесение свойства одного предмета на другие;

Представление себя разными предметами и изображать поведение этих
предметов.
4.Тематическое планирование
№
1.
2.
3.

Тема занятия
Что такое информатика?
Что общего у предметов: сравнение предметов по свойству
Веселые дидактические игры.

28

Кол-во
часов
1
1
1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Какой предмет больше? Какой предмет меньше? Чем похожи и чем
отличаются предметы? Сравнение предметов по форме и величине.
Что общего у предметов каждой группы: сравнение предметов по
свойствам (форма, размер, цвет и т.д.)
Что такое хорошо и что такое плохо: подготовка к введению понятий
«истина» и «ложь»
Какая закономерность расположения фигур в ряду: поиск
закономерностей
Что надо сделать, чтобы получить целое? Что нужно сделать, чтобы
найти часть от целого? Часть и целое
Что сначала? Что потом? Описание последовательности действий
Какой предмет главный? Сравнение и выделение главного.
Какие из фигур имеют ось симметрии? Симметрия по образцу
Кто-что? Как? Зачем? Почему? Логические операции
Из чего состоит предмет? Почему? Разбиение множеств на
подмножества с общими свойствами
Что общего? Почему? Обобщение по признаку
Что лишнее? Почему? Вложенность множеств предметов с общими
свойствами
Что такое алгоритм? Как можно изобразить алгоритм? Введение понятия
«алгоритм»
Какая фигура (предмет) первая в ряду? Вторая в ряду? Закономерность в
расположении фигур и предметов
Что и за чем? Последовательность событий
Задачи - шутки
На что похоже? Упражнения на развитие воображения
Какой предмет может быть лишним в ряду: отличия
Кто с кем дружит? Объединение множеств
Что обозначает? Как вы думаете, какое свойство обозначает этот
символ? Какие знаки можно использовать? Элементы кодирования
Зачем? Назначение предметов
Как? Отображение множеств
Аналогия между разными предметами.
Лабиринты. Поиск всех возможных вариантов решения.
Заключительное обобщающее занятие

29

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».