Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол от 29.08.2024 № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 4
___________ М. А. Изотова
Приказ от 02.09.2024 № 424-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«История русского языка»
Возраст обучающихся 15-16 лет
(9 класс)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Чащихина Ольга Владимировна
Екатеринбург
2024
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1
Тест. Анализ средств выразительности. 1 вариант
Тест. Анализ средств выразительности. 2 вариант
Тест. Орфографический анализ. 1 вариант
Тест. Орфографический анализ. 2 вариант
Тест. Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений. 9 класс. 1 вариант
Тест. Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений. 9 класс. 2 вариант
Тест. Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений. 1 Вариант
Тест. Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений. 2 Вариант
2
3
3
5
5
7
8
8
9
9
10
11
11
12
13
14
15
16
17
18
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История
русского языка» разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Устав МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Направленность
гуманитарная.
программы
«История
3
русского
языка»
-
социально-
Актуальность. В настоящее время очень актуальной становится проблема
формирования у школьников представления о сущности, назначении и функциях языка, о
месте и значимости его в жизни человека, об организующей роли языка. Одновременно с
этим одной из важнейших задач педагогической науки и практики является возвращение
школе ее национального характера, а значит, проблему осознания языка как национальнокультурного феномена можно считать ведущей: через освоение языка происходит
становление личности, формируется ее ментальность. Язык есть мир, который окружает
человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни
история, ни общество.
Изучение взаимосвязи между языком, бытием и сознанием лежит в основе
исследований по философии языка и имеет давнюю отечественную традицию.
У русского народа поразительна вера в силу слова. Именно в языке запечатлен
весь познавательный и исторический опыт народа, его духовные, нравственные, социальноэстетические, художественные и воспитательные идеалы. Следовательно, посредством
изучения языка можно учить понимать мировоззрение русского народа и воспринимать
язык не только как грамматическую систему.
В современной школе изучение русского языка представлено только с позиции
синхронии. Предъявление учебного материала на уровне сформированной нормы
позволяет учащимся увидеть логику языка и его социальную обусловленность, однако
оставляет за пределами обучения язык как онтологическое и феноменальное явление.
В настоящее время исторический компонент носит характер знаний по
фактическому типу, чем определяется наличие в современных школьных учебниках
историко-лингвистических и этимологических комментариев к отдельным языковым
фактам. Такой подход можно назвать объясняющим. Однако принцип историзма в
изучении русского языка предполагает иное направление его изучения: от фактического
знания и объяснения к выявлению особенностей динамики языковых явлений, к
пониманию и оценке закономерностей языка как развивающейся системы, формированию
ценностного, эмоционально-личностного отношения к жизни языка, целенаправленного
развития чувства языка в процессе освоения его системных связей.
Отличительные особенности программы. Курс «История русского языка» в своей
основе направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и
эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации – на
осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного
общества; на формирование любви и уважения к родному языку. Выделение в курсе
русского языка исторической составляющей может помочь решить проблему
востребованности обучения родному языку в школе, а также может сформировать новый,
более осознанный взгляд на язык.
Данный курс имеет серьезный научный потенциал и позволяет обучающимся
приобрести опыт самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в процессе
рассмотрения исторически развивающейся системы языка.
Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на
обучающихся 15-16 лет. (9 класс) Набор учащихся в группы свободный.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа-40 мин.
Общее количество часов в неделю-1час. В соответствии с требованиями СП
2.4.3648-20 к организации режима работы между учебной деятельностью и занятиями по
дополнительной программе предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не
менее 20 минут.
Объем общеразвивающей программы - 30час.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных
недель). Учебный год начинается с 1октября 2024г. и заканчивается 24 мая 2025г.
Формы обучения. Ведущая форма обучения –групповая (очная), возможна с
использованием дистанционных технологий.
4
Виды занятий. Беседа, лекция, практическое занятие, круглый стол, мастер-класс и
др.
Уровень освоения программы: базовый.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
познание истоков национальной и духовной культуры народа, отраженной в
русском языке;
освоение учащимися закономерностей исторического развития системы
языка, выдающихся достижений в области развития лингвистической мысли;
формирование личностного ценностно-ориентированного языкового
мировоззрения учащегося, основанного на традициях русской национальной духовности.
Задачи:
Обучающие:
знакомить обучающихся с закономерностями исторического развития языка;
совершенствовать навык грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека;
осуществлять элементарный анализ изучаемых языковых явлений;
расширять словарный запас обучающихся;
Воспитательные:
формировать культуру общения и речевое поведение в социуме,
формировать бережное отношение к родному языку как явлению культуры.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к родному языку;
развивать у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей
речи.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ Название раздела, темы
п/п
Количество часов
Всего
3
2
Теория
3
1
Практика
1
2
6
1
1
3
1
1
3
3.
4.
5
Общие сведения о языке
Происхождение
славянской
письменности
Изменения в графике
Изменения в фонетике
Словообразование
6
7
Морфология
Синтаксис и пунктуация
10
4
5
2
5
2
8
Красота и выразительность русского
языка
Итого:
2
1
1
30
17
13
1.
2.
5
Формы
аттестации/контроля
устный опрос
устный опрос
устный опрос
словарный диктант
словообразовательн
ый разбор
тестирование
синтаксический и
пунктуационный
разборы
нахождение тропов в
тексте
Содержание учебного (тематического) плана
Общие сведения о языке
Лингвистика – наука о языке. Язык как знаковая система. Закономерности, лежащие
в основе такого сложного и многогранного явления как язык, помощь в овладении им,
возможность облегчить взаимное общение людей. Отклонения и исключения,
наблюдаемые в установленной закономерности и порождаемые новую закономерность.
Происхождение языка. Живые и мертвые языки. Праиндоевропейцы и их языки.
Лексика
Лексика. Отражение картины мира в языке. Толкование первоначального значения
и образного смысла русских пословиц и поговорок. О праславянском языке.
Общеславянская лексика.
Происхождение славянской письменности
Первоучители словенские. Понятие о старославянском языке. Его основа и
происхождение. Понятие синхронии и диахронии. Деятельность Кирилла и Мефодия
славянских первоучителей. Происхождение славянских азбук. Основные памятники
старославянской письменности: глаголические и кириллические. Понятие праславянского
языка. Классификация славянских языков.
Изменения в графике
Азбучный имяслов. Числовое значение кириллических букв. Диакритические знаки.
Система гласных и их характеристика. Система согласных и их характеристика. История
буквы ять.
Изменения в фонетике
Зависимость гласных звуков от их позиции в слове: редуцированные гласные, их
слабые и сильные позиции в слове. Падение редуцированных. Гласные в абсолютном
начале слова. Система согласных звуков. Фонетические старославянизмы в русском языке.
Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке.
Полногласие и неполногласие. Исторические изменения в составе слова. Московские
нормы произношения.
Словообразование
Словообразовательные славянизмы. Творцы новых слов. Видоизменение названий и
возникновение новых обозначений. Этимологический подход к анализу трудных случаев
правописания. Работа с этимологическим словарём. Незамеченное сходство и историческая
близость слов. Исторические изменения в составе слова. Определение морфемного состава
заимствованных слов. Приметы словообразовательных славянизмов русском языке.
Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы
Морфология.
Имя существительное. Происхождение названий русских падежей. История
падежных форм имени существительного. Седьмой падеж. Совпадение именительного,
винительного и родительного падежей в древнерусском и русском языке. История
происхождения полных имён прилагательных. Старославянские формы имен
прилагательных. История развития форм глагола. История глагола-связки быть. История
неопределённой формы глагола. Грамматические категории глагола. Формообразующие
основы глагола. Происхождение глагольных форм. Нахождение и объяснение следов
старых форм глагола в русском языке. Объяснение основных орфограмм глагола
исторически. Глагол и его орфографический образ. Становление категории числа в
современном русском языке. Числовая картина мира. История происхождения
местоимений. Личные и неличные местоимения. История изменения личных местоимений
и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке.
История форм причастий и деепричастий. Художественная роль старых форм полного
причастия в тексте. История наречных форм. Многообразие путей происхождения
6
современных наречий. Происхождение предлогов, союзов и частиц. Происхождение
производных предлогов. Устаревшие союзы. Этимология основных групп междометий.
Синтаксис и пунктуация
Старославянское предложение. Границы предложения в тексте. Из истории знаков
препинания. Анализ древнерусских текстов с точки зрения пунктуации. История
современных знаков препинания. Изменения в синтаксисе русского языка. История форм
простого предложения. Порядок слов в предложении.
Красота и выразительность русского языка
Великое русское слово
Память слова
Трудно ли говорить по-русски?
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации.
2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм.
3. Осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения
4. Овладение языковой и читательской культурой.
5. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
7. Смысловое чтение.
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
7
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
8.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. 11.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты:
1)
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
2)
Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления,
происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить
лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
3)
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
4)
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ
слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
5)
Соблюдать в устной и письменной речи нормы современного русского
литературного языка.
6)
Проводить морфологический анализ частей речи, применять это умение в
речевой практике.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Учебный
период
1 полугодие
2024-2025
учебного
года
2 полугодие
2024-2025
учебного
года
Дата
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
начало
01.10.2024
окончание
29.12.2024
12
12
12
1 раз в
неделю по 1
часу
09.01.2025
24.05.2025
18
18
18
1 раз в
неделю по 1
часу
итого
30
30
30
8
Каникулы
Осенние – с 26.10.2024 по 03.11.2024 (9дней)
Зимние - с 31.12.2024 по 08.01.2025 (9 дней)
Весенние – с 22.03.2025 по 30.03.2025 (9 дней)
Дополнительные каникулы для первоклассников с 08.02.2025 по 16.02.2025 (9 дней)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы помещения, удовлетворяющие
требованиям к образовательному процессу в учреждении образования, компьютер/ноутбук,
принтер, мультимедиа,базовое программное обеспечение.
Кадровое обеспечение
Дополнительную
образовательную
программу
реализует
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование,
обладающий профессиональными знаниями и компетенциями.
Методические материалы
В ходе реализации данной программы используется личностно-ориентированное
обучение и современные педагогические технологии:
● развивающее обучение;
● проблемное обучение;
● разноуровневое обучение;
● дифференцированное обучение;
● игровые технологии;
● обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
● информационно-коммуникационные технологии;
● технология коллективной творческой деятельности;
●технология диалогового обучения.
В целях эффективности достижения планируемых результатов используются
интерактивные методы обучения (ролевые игры, метод проектов, экскурсии с
«погружением» в практику тематической области программы и др.). Особое внимание
уделяется рефлексии.
Основными приемами работы над историческим материалом языка будут:
слово учителя и сообщения учащихся;
беседа по сообщенному факту (фактам);
анализ видеофрагментов;
анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка;
решение лингвистических задач, отражающих историю языка;
решение учебных задач в конкретных областях лингвистики с привлечением
исторического
материала;
анализ художественных текстов с использованием знания фактов «жизни языка»;
написание изложений с элементами исторического языкового материала;
выполнение творческих работ исследовательского характера.
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения программы проводится текущий и
промежуточный контроль
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия
и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на
формирование практических умений.
9
Промежуточый контроль проводится в середине и в конце учебного года при
предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного
программой.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- устный опрос
- тестирование;
- творческие задания;
-индивидуальный проект
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Примеры практических разработок промежуточного контроля приведены в
Приложении 1
3.Литература
1. Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян:
Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1972.
2. Виноградов В.В. 1. О языке художественной прозы. М., 1980, 2. Очерки по истории
русского литературного языка ХУП - XIX веков. Изд. 3-е. М, 1982.
3. Горшков А.И. 1. История русского литературного языка. М., 1969, 2. Язык
предпушкинской прозы. М., 1982, 3. Теория и история русского литературного
языка. М., 1984
4. Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969.
5. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978.
6. Колесов В.В. 1. История русского языка в рассказах. М., 1982, 2. Мир человека в
слове Древней Руси. Л., 1986, 3. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.
7.
Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка X - сер.
ХУШвв.М, 1975
8.
Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.
10
Приложение 1
Тест. Анализ средств выразительности
1 вариант
1.
Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.
1) — А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться
не стал, — сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно
вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были
изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих
глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.
2.
Анализ средств выразительности
Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет.
1) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.
2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой
лежак в угол и будет ждать.
3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый
понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
4) В этом основа, соль дружбы.
5) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы,
шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.
3.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах,
детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда
пробьёт час!
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно
и достойно.
4. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.
2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?
3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.
4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день,
блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз
домой.
11
Тест. Анализ средств выразительности
2 вариант
1.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи
является сравнение.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её
супруг перед кастрюлей пельменей.
3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
2.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1) То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что
Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться.
2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в
школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой
встречной собачонки, убегала от гусей.
3.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля
Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово,
будто на нём свет клином сошёлся!
2) Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными
волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная
лента.
3) Дома Таня первым делом подошла к зеркалу.
4) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и
блестят.
5) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на
обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».
4.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.
2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные
ребята плачут, он не плакал.
3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.
4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не
чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
Тест. Орфографический анализ
12
1 вариант
1.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется
одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от
суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после
шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с
суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
2.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от суффикса.
4) (поймал) МЯЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го
склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ — числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.
3.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием) — на конце приставки перед буквой,
обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент) — в причастии пишется -НН-.
3) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной
в корне слова зависит от значения корня.
4) (нет) ТУЧ — на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь
не пишется.
5) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав) — Прилагательные, образованные на основе
подчинительного словосочетания, пишутся слитно.
4.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении
неполноты действия.
2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от ударения.
4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные
повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
Тест. Орфографический анализ.
13
2 вариант
1.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько
же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного
3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно
образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
2.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СТИХНЕТ (ветер) — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий
согласный звук, пишется буква С.
2) (ни на кого) НЕ ПОХОЖ — НЕ с глаголом пишется раздельно.
3) НЕНАСТНЫЙ — написание непроизносимой согласной в корне проверяется
подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.
4) ОПЕКАЕМЫЙ (мамой) — правописание гласной в суффиксе страдательного
причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.
5) ПРЕРВАТЬ — правописание приставки определяется её значением, близким к
значению слова очень.
3.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КОСТНЫЙ (мозг) — написание непроизносимой согласной в корне проверяется
подбором однокоренного слова кость, в котором согласный звучит отчётливо.
2) НЕПРИГОДНЫЙ — НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не
употребляется без НЕ.
3) РАЗОБЩЁННЫЙ — в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) ЛИНОВАННАЯ (тетрадь) — написание НН в слове определяется наличием
суффикса -ОВА-.
5) СТАЩИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный, пишется буква С.
4.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания
выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) И3ЛОЖЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне
проверяется ударением.
2) БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) — на конце приставки перед буквой, обозначающей
глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ИЗДАВНА — написание суффикса -А в наречии определяется наличием
приставки ИЗ-.
14
4) КОЖАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса АН-, пишется одна буква Н.
5) ЛИШЬ — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.
Тест.
Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений. 9 класс
1 вариант
1.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «картофельных полей», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
2.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в
природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. (2)Чтобы справиться с
ним, нам необходимо осознать, что глобальная
экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого
конкретного человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного
законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей
планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также
поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие
цивилизации неминуемо способствует загрязнению среды обитания. (5)У жителей Земли
нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с
большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
В предложении 2 четыре грамматические основы.
Предложение 3 сложносочинённое.
Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.
В предложении 5 три грамматические основы.
3.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3)
расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной
берёзы(7) и занялся лещом.
Тест.
15
Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений
2 вариант
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся
словосочетание.
1.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
2.
(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке
пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому
снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!
(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите
номера ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
Снег захрустел (предложение 1)
Это пробираются (предложение 2)
Им приходится (предложение 3)
Трудно (предложение 4)
Весна (предложение 5)
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
3.
Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3)
когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6)
прежде чем (7)погрузиться в сумерки.
Тест.
16
Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений
1 Вариант
1.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
2.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас
обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем
пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на
солнце.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите
номера ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
Утро (предложение 1)
Свежо (предложение 2)
Вас обдаёт (предложение 3)
Небо пышет (предложение 4)
Лес стоит (предложение 5)
3.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в
Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6)
низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8)
чтобы сегодня мы жили в мире.
Тест.
17
Синтаксический и пунктуационный анализ словосочетаний и
предложений
2 Вариант
1.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
2.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот
почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и
сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения,
которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных
отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного
отношения к другим невозможно.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в
одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите
номера ответов.
1)
2)
3)
4)
5)
Милосердие определяется характером (предложение 1)
Вкладывать понимание (предложение 2)
Дети копируют (предложение 3)
Модель становится основой (предложение 4)
Научить любить (предложение 5)
3.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех
(3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6)
фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу
выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
18