Дополнительная ООП Практическая информатика 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Железнодорожного района г. Екатеринбурга

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол от 29.08.2024 № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 4
___________ М. А. Изотова
Приказ от 02.09.2024 № 424-о

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Практическая информатика»
Возраст обучающихся 17-18 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Соседкова Елена Сергеевна

Екатеринбург
2024
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

2.

3.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................................................ 3
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................................... 3

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ........................................................... 5

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЗЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ................................................................ 5

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................... 6

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ........................................................................ 9
2.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ............................................................................................. 9

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................................................................... 10

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. .................................... 10

ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................................. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….12

2

1.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная

общеразвивающая

программа

технической

направленности

«Практическая информатика» разработана на основе нормативно-правовой документации:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» в

действующей редакции.


Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации (в действующей редакции).


Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

до 2030

года

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об

утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 "Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О

внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.


Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О

региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».


Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях

(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).


Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических

рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
3

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).


Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от

30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».


Устав МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Направленность программы «Практическая информатика» - техническая.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия

между необходимостью освоения программы предмета «информатика» обучающимися и их
непониманием применения полученных знаний на практике. Зачастую наличие знаний не
означает, что они являются активным запасом, что обучающиеся способны применять их в
различных конкретных ситуациях. Оторванность математических знаний школьного курса от
практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул, программ, закономерностей
и вызывает снижение интереса к информатике.
Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся,
обеспечить

осмысление

Отличительная

знаний

особенность

по

информатике,

программы.

их

Данной

практического
программой

значения.

предусмотрено

использование всех заданий исключительно с практическим содержанием. Освоение программы
направлено на побуждение познавательного интереса к информатике, установление связи
информационных знаний с ситуациями из повседневной жизни. Включение в образовательный
процесс информационных задач практического содержания важно и в психологическом
отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и
приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.
Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на обучающихся
17-18 лет. Набор учащихся в группы свободный.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа-40 мин.
Общее количество часов в неделю-1 час. В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20
к организации режима работы между учебной деятельностью и занятиями по дополнительной
программе предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 20 минут.
Объем общеразвивающей программы – 30 часа.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных
недель). Учебный год начинается с 1октября 2024г. и заканчивается 24 мая 2025г.
Формы обучения. Ведущая форма обучения – групповая (очная), возможна с
использованием дистанционных технологий.
Виды занятий. Беседа, лекция, практическое занятие, круглый стол, экскурсия, мастер4

класс и др.
Уровень освоения программы: базовый.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: изучение основ информационной безопасности, средств и методов защиты информации,
этических и правовых норм оперирования информационными ресурсами.
Задачи:


получение начальных сведений по методам криптографической защиты информации;



обучение методам и средствам защиты от сбоев оборудования ЭВМ;



научить элементарным способам защиты данных в телекоммуникационных сетях



развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки
монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки
конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных
процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контр
оля

1.

Общие понятия

1

1

0

2.

Представление
и
передача
информации
Обработка информации
Защита информации

4

1

3

Презентация

7
18

2
7

5
11

Мини-проект
Практическая
работа

30

11

19

3.
4.

Содержание учебного (тематического) плана
Общие понятия
Понятия

алгоритм,

исполнитель

алгоритма,

аутентификация, идентификация.
Представление и передача информации
5

информационная

система,

данные,

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.
Кодирование и декодирование информации.
Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление
о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Обрабатываемые

объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Основные компоненты компьютера и их
функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс
пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Защита информации
Методы и приемы обеспечения санкционированного доступа. Средства и методы
идентификации и аутентификации пользователей. Формирование электронной цифровой
подписи и аутентификатора. Технология центральной аутентификации. Защита данных в
информационных системах. Управление доступом к данным. Методы защиты передачи данных
в сети связи. Методы криптографического преобразования информации. Симметричные и
ассиметричные алгоритмы шифрования. Технологии обеспечения защиты информации в сети
Интернет. Средства защиты службы электронной почты. Перспективы развития средств, методов
и технологий защиты информации в сети Интернет.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. Осознание важности информационного образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
2. Овладение языком информатики и информационной культурой как средством познания мира.
3. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе информационного образования
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
6

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Базовые логические действия:
1. Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов, понятий, отношений между
понятиями; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
2. Выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях;
3. Выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
4. Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
5. Проводить небольшое исследование по установлению особенностей объекта, зависимостей
объектов между собой;
6. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
7. Прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
9. Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
10. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
11.Выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
Коммуникативные УУД
Общение:
1. Воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
2. В ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
3. Представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
7

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
4.Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных информационных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс
и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
5. Участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия
Предметные результаты:
Освоение учебного курса должно обеспечивать достижение следующих предметных
образовательных результатов:
Представление и передача информации

-

Оценивать количественные параметры информационных объектов.

-

Анализировать информацию, представленную в виде схем.

Определять значение логического выражения.
Анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.
Определять структуру файловой системы и организацию данных.
Представлять формальную запись в графическом виде.
Определять скорость передачи данных.

Определять информационный объем данных.
Обработка информации
Осуществлять поиск в базе данных по сформулированному условию.
Представлять информацию в дискретной форме.

Кодировать и декодировать информацию.
Защита информации

- Находить сходства и различия в процессах и явлениях.
- Исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки
символов или списки.

- Использовать информационно-коммуникационные технологии.
- Осуществлять поиск информации в Интернете.
- Проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы или базы данных.

- Написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке
программирования.

- Генерировать безопасный код для аутентификации.
- Преобразовывать информацию, применяя методы криптографии.
- Применять функции и средства защиты информации в сети.
8

2. ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период

1 полугодие
2024-2025
учебного года
2 полугодие
2024-2025
учебного года

Дата

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 раз в
неделю по 1
часу
1 раз в
неделю по 1
часу

начало
01.10.2024

окончание
29.12.2024

6

6

12

09.01.2025

24.05.2025

9

9

18

итого

15

15

30

Каникулы
Осенние – с 26.10.2024 по 03.11.2024 (9дней)
Зимние - с 31.12.2024 по 08.01.2025 (9 дней)
Весенние – с 22.03.2025 по 30.03.2025 (9 дней)
Дополнительные каникулы для первоклассников с 08.02.2025 по 16.02.2025 (9 дней)
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы помещения, удовлетворяющие
требованиям к образовательному процессу в учреждении образования, компьютер/ноутбук,
принтер, мультимедиа,базовое программное обеспечение.
Кадровое обеспечение
Дополнительную образовательную программу реализует педагог
образования,

имеющий

высшее

педагогическое

образование,

дополнительного
обладающий

профессиональными знаниями и компетенциями.
Методические материалы
В ходе реализации данной программы используется личностно-ориентированное
обучение и современные педагогические технологии:


развивающее обучение;



проблемное обучение;



разноуровневое обучение;



дифференцированное обучение;



игровые технологии;



обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);



информационно-коммуникационные технологии;



технология коллективной творческой деятельности;
9



технология диалогового обучения.
В

целях

эффективности

достижения

планируемых

результатов

используются

интерактивные методы обучения (ролевые игры, метод проектов, экскурсии с «погружением»
в практику тематической области программы и др.). Особое внимание уделяется рефлексии.
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится текущий и промежуточный
контроль
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и
направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Промежуточный контроль проводится в середине и в конце учебного года при
предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного
программой.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- творческие задания;
- мини-проект;
- практическая работа.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Примеры практических разработок промежуточного контроля приведены в Приложении 1
3. ЛИТЕРАТУРА
1. В.С. Барсуков, С.В. Дворянкин, И.А. Шеремет,

«Безопасность связи в каналах

телекоммуникаций» электронное издание, 1992г.
2. Б. Ключевский «Защита информации» «Гротек» Санкт-Петербург 1998г
3. Т.В. Кузьминов «криптографические методы защиты информации» «Новосибирск»
1998г.
4. Г.Н. Устинов «Основы информационнной безопасности систем и сетей передачи
данных» «Синтег», 2000г.

10

Приложение 1
Мини-проект
Данный

проект

является

творческим

завершением

изучения

темы

«Обработка

информации». В ходе работы над проектом, участники должны выполнить несколько моделей.
1 модель. Описание отеля (словесная информационная модель). Должно включать:
название отеля, место расположения, страну, количество этажей, количество комнат, описание
комнат.
2 модель. Изображение отеля (образная информационная модель). Необходимо нарисовать
или создать коллаж в любом графическом редакторе изображение отеля.
3 модель. Структура управления отелем (смешанная информационная модель).
Необходимо в тестовом процессоре создать структуру управления отелем.
4 модель. Таблица расчета дохода (смешанная информационная модель). Создайте
электронную вычислительную таблицу в MO Excel по следующей структуре:
вид

стоимость

номера

сутки

за количество

занятых итого

номеров

прибыль

расходы на с/х итого
нужды

эконом
бизнес
люкс
Вычисления настраиваются в графах: итого прибыль – рассчитывается по формуле =
стоимость за сутки * на количество занятых номеров; итого – рассчитывается по формуле = итого
прибыль – расходы на с/х нужды.
5 модель. Построить график заполняемости отеля за месяц.
6 модель. Построить диаграмму доходов отеля за год.
7 модель. Изобразить план эвакуации этажа отеля.
По окончании создания всех моделей необходимо выполнить презентацию, в которой
размещаются все модели, и готовиться доклад-представление своих отелей.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».