Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол от 29.08.2024 № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 4
___________ М. А. Изотова
Приказ от 02.09.2024 № 424-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Практическая информатика»
Возраст обучающихся 17-18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Соседкова Елена Сергеевна
Екатеринбург
2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................................................................ 3
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................................... 3
1.2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ........................................................... 5
1.3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЗЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ................................................................ 5
1.4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ....................................................................................................... 6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ........................................................................ 9
2.1.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ............................................................................................. 9
2.2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................................................................... 10
2.3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. .................................... 10
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................................................. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….12
2
1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая
программа
технической
направленности
«Практическая информатика» разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» в
действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в действующей редакции).
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
до 2030
года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
3
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Устав МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Направленность программы «Практическая информатика» - техническая.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия
между необходимостью освоения программы предмета «информатика» обучающимися и их
непониманием применения полученных знаний на практике. Зачастую наличие знаний не
означает, что они являются активным запасом, что обучающиеся способны применять их в
различных конкретных ситуациях. Оторванность математических знаний школьного курса от
практики приводит к непониманию цели изучения правил, формул, программ, закономерностей
и вызывает снижение интереса к информатике.
Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся,
обеспечить
осмысление
Отличительная
знаний
особенность
по
информатике,
программы.
их
Данной
практического
программой
значения.
предусмотрено
использование всех заданий исключительно с практическим содержанием. Освоение программы
направлено на побуждение познавательного интереса к информатике, установление связи
информационных знаний с ситуациями из повседневной жизни. Включение в образовательный
процесс информационных задач практического содержания важно и в психологическом
отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и
приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.
Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на обучающихся
17-18 лет. Набор учащихся в группы свободный.
Режим занятий. Продолжительность одного академического часа-40 мин.
Общее количество часов в неделю-1 час. В соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20
к организации режима работы между учебной деятельностью и занятиями по дополнительной
программе предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 20 минут.
Объем общеразвивающей программы – 30 часа.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (30 учебных
недель). Учебный год начинается с 1октября 2024г. и заканчивается 24 мая 2025г.
Формы обучения. Ведущая форма обучения – групповая (очная), возможна с
использованием дистанционных технологий.
Виды занятий. Беседа, лекция, практическое занятие, круглый стол, экскурсия, мастер4
класс и др.
Уровень освоения программы: базовый.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: изучение основ информационной безопасности, средств и методов защиты информации,
этических и правовых норм оперирования информационными ресурсами.
Задачи:
получение начальных сведений по методам криптографической защиты информации;
обучение методам и средствам защиты от сбоев оборудования ЭВМ;
научить элементарным способам защиты данных в телекоммуникационных сетях
развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки
монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки
конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных
процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контр
оля
1.
Общие понятия
1
1
0
2.
Представление
и
передача
информации
Обработка информации
Защита информации
4
1
3
Презентация
7
18
2
7
5
11
Мини-проект
Практическая
работа
30
11
19
3.
4.
Содержание учебного (тематического) плана
Общие понятия
Понятия
алгоритм,
исполнитель
алгоритма,
аутентификация, идентификация.
Представление и передача информации
5
информационная
система,
данные,
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания
реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма
представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации.
Кодирование и декодирование информации.
Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление
о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые
объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Основные компоненты компьютера и их
функции. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс
пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Защита информации
Методы и приемы обеспечения санкционированного доступа. Средства и методы
идентификации и аутентификации пользователей. Формирование электронной цифровой
подписи и аутентификатора. Технология центральной аутентификации. Защита данных в
информационных системах. Управление доступом к данным. Методы защиты передачи данных
в сети связи. Методы криптографического преобразования информации. Симметричные и
ассиметричные алгоритмы шифрования. Технологии обеспечения защиты информации в сети
Интернет. Средства защиты службы электронной почты. Перспективы развития средств, методов
и технологий защиты информации в сети Интернет.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. Осознание важности информационного образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
2. Овладение языком информатики и информационной культурой как средством познания мира.
3. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе информационного образования
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
6
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Базовые логические действия:
1. Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов, понятий, отношений между
понятиями; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
2. Выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и
утверждениях;
3. Выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
4. Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
5. Проводить небольшое исследование по установлению особенностей объекта, зависимостей
объектов между собой;
6. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
7. Прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
9. Выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
10. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
11.Выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
Коммуникативные УУД
Общение:
1. Воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
2. В ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
3. Представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
7
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
4.Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных информационных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс
и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
5. Участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия
Предметные результаты:
Освоение учебного курса должно обеспечивать достижение следующих предметных
образовательных результатов:
Представление и передача информации
-
Оценивать количественные параметры информационных объектов.
-
Анализировать информацию, представленную в виде схем.
Определять значение логического выражения.
Анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.
Определять структуру файловой системы и организацию данных.
Представлять формальную запись в графическом виде.
Определять скорость передачи данных.
Определять информационный объем данных.
Обработка информации
Осуществлять поиск в базе данных по сформулированному условию.
Представлять информацию в дискретной форме.
Кодировать и декодировать информацию.
Защита информации
- Находить сходства и различия в процессах и явлениях.
- Исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки
символов или списки.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии.
- Осуществлять поиск информации в Интернете.
- Проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной
таблицы или базы данных.
- Написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке
программирования.
- Генерировать безопасный код для аутентификации.
- Преобразовывать информацию, применяя методы криптографии.
- Применять функции и средства защиты информации в сети.
8
2. ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период
1 полугодие
2024-2025
учебного года
2 полугодие
2024-2025
учебного года
Дата
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 раз в
неделю по 1
часу
1 раз в
неделю по 1
часу
начало
01.10.2024
окончание
29.12.2024
6
6
12
09.01.2025
24.05.2025
9
9
18
итого
15
15
30
Каникулы
Осенние – с 26.10.2024 по 03.11.2024 (9дней)
Зимние - с 31.12.2024 по 08.01.2025 (9 дней)
Весенние – с 22.03.2025 по 30.03.2025 (9 дней)
Дополнительные каникулы для первоклассников с 08.02.2025 по 16.02.2025 (9 дней)
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы помещения, удовлетворяющие
требованиям к образовательному процессу в учреждении образования, компьютер/ноутбук,
принтер, мультимедиа,базовое программное обеспечение.
Кадровое обеспечение
Дополнительную образовательную программу реализует педагог
образования,
имеющий
высшее
педагогическое
образование,
дополнительного
обладающий
профессиональными знаниями и компетенциями.
Методические материалы
В ходе реализации данной программы используется личностно-ориентированное
обучение и современные педагогические технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
дифференцированное обучение;
игровые технологии;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
технология коллективной творческой деятельности;
9
технология диалогового обучения.
В
целях
эффективности
достижения
планируемых
результатов
используются
интерактивные методы обучения (ролевые игры, метод проектов, экскурсии с «погружением»
в практику тематической области программы и др.). Особое внимание уделяется рефлексии.
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится текущий и промежуточный
контроль
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и
направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Промежуточный контроль проводится в середине и в конце учебного года при
предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного
программой.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- творческие задания;
- мини-проект;
- практическая работа.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Примеры практических разработок промежуточного контроля приведены в Приложении 1
3. ЛИТЕРАТУРА
1. В.С. Барсуков, С.В. Дворянкин, И.А. Шеремет,
«Безопасность связи в каналах
телекоммуникаций» электронное издание, 1992г.
2. Б. Ключевский «Защита информации» «Гротек» Санкт-Петербург 1998г
3. Т.В. Кузьминов «криптографические методы защиты информации» «Новосибирск»
1998г.
4. Г.Н. Устинов «Основы информационнной безопасности систем и сетей передачи
данных» «Синтег», 2000г.
10
Приложение 1
Мини-проект
Данный
проект
является
творческим
завершением
изучения
темы
«Обработка
информации». В ходе работы над проектом, участники должны выполнить несколько моделей.
1 модель. Описание отеля (словесная информационная модель). Должно включать:
название отеля, место расположения, страну, количество этажей, количество комнат, описание
комнат.
2 модель. Изображение отеля (образная информационная модель). Необходимо нарисовать
или создать коллаж в любом графическом редакторе изображение отеля.
3 модель. Структура управления отелем (смешанная информационная модель).
Необходимо в тестовом процессоре создать структуру управления отелем.
4 модель. Таблица расчета дохода (смешанная информационная модель). Создайте
электронную вычислительную таблицу в MO Excel по следующей структуре:
вид
стоимость
номера
сутки
за количество
занятых итого
номеров
прибыль
расходы на с/х итого
нужды
эконом
бизнес
люкс
Вычисления настраиваются в графах: итого прибыль – рассчитывается по формуле =
стоимость за сутки * на количество занятых номеров; итого – рассчитывается по формуле = итого
прибыль – расходы на с/х нужды.
5 модель. Построить график заполняемости отеля за месяц.
6 модель. Построить диаграмму доходов отеля за год.
7 модель. Изобразить план эвакуации этажа отеля.
По окончании создания всех моделей необходимо выполнить презентацию, в которой
размещаются все модели, и готовиться доклад-представление своих отелей.
11