Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Железнодорожного района города Екатеринбурга
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол от 29.08.2024 № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 4
___________ М. А. Изотова
Приказ от 02.09.2024 № 424-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Умники и умницы»
Возраст обучающихся 7-11 лет
(1-4 классы)
Срок реализации: 4 года
Составители:
Башканкова Е.П., педагог дополнительного образования
Рабченок И.А., педагог дополнительного образования
Рожкова Н.Б., педагог дополнительного образования
Пестова С.В., педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2024
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1
Методики исследования мышления младших школьников
Приложение 2.
Методики исследования процессов памяти у младших школьников
Приложение 3.
Методики исследования процессов внимания у младших школьников
Приложение 4.
Методики диагностики речи у младших школьников
Приложение 5.
Методики исследования воображения у младших школьников
2
3
3
5
5
8
10
10
11
11
11
12
16
18
19
23
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и
умницы» разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в действующей редакции).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Устав МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов
3
Направленность программы «Умники и умницы» - социально-гуманитарная.
Актуальность. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников
начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных
процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие
и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой расширение
познавательных возможностей детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и
умницы» создаёт условия для развития у детей познавательных процессов, формирует
стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов
памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования
нестандартного мышления.
Реализация программы позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики, русского языка, литературного чтения, окружающего
мира, выходящими за рамки школьной программы. Решение нестандартных задач,
связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи
и вызвать интерес у обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать
образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего
ближайшего развития.
Отличительная
особенность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы» состоит в том, что этот курс
подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие
их интереса к предметам. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению
более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в
решение трудных. Развитию интереса способствуют развивающие игры, викторины,
проблемные задания и т.д. Не менее важным фактором реализации данной программы
является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Адресность программы. Данная программа рассчитана на учащихся 7-11 лет.
Набор учащихся в группы свободный. Детская учебная группа формируется из учащихся
предпочтительно одной возрастной группы.
Режим занятий.
Занятия организованы 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 40мин. В
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 к организации режима работы между учебной
деятельностью и занятиями по дополнительной программе предусмотрена динамическая
пауза продолжительностью не менее 20 минут.
Объем общеразвивающей программы. Объем учебных часов в 1 классе-31 час, во
2-4 классах по 34 часа.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Формы обучения. Основной формой обучения является учебное занятие.
Ведущая форма организации занятий является-групповая. Наряду с групповой формой
работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход
к учащимся. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при
этом принимать во внимание способности каждого учащегося в отдельности, включая его
по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации,
трудные для учащегося, но возможные в обыденной жизни. Их анализ и проигрывание
могут стать основой для позитивной динамики в развитии личности ребёнка.
4
Виды занятий. Беседа, практическое занятие, дидактическая игра, круглый стол и
др.
Уровень освоения программы: базовый.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Обучающие
1.Обучать основным приемам мыслительной деятельности: анализу, синтезу,
сравнению, обобщению, классификации, умению выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
2. Формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать
определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку
зрения.
3.Формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
4. Совершенствовать умения в решении нестандартных задач.
Развивающие
1.Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
2.Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную
деятельность обучающихся.
Воспитательные.
Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных процессов, развитие универсальных учебных действий, а не
усвоение каких -то конкретных знаний и умений.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
1класс
№
Название раздела, темы
п/п
1. Вводное занятие
2. Задания на развитие восприятия
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
5
5
3.
Задания на развитие внимания
5
-
5
4.
Задания на развитие памяти
5
-
5
5.
Задания
на
развитие
и
совершенствование воображения
Задания на развитие мышления
5
-
5
5
-
5
6.
5
Формы
аттестации/контроля
Опрос
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
7.
Задания на развитие речи
Итого:
№
п/п
1.
2.
Название раздела, темы
Вводное занятие
Задания на развитие восприятия
5
1
4
31
2
29
2 класс
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
5
5
3.
Задания на развитие внимания
5
-
5
4.
Задания на развитие памяти
6
-
6
5.
5
-
5
6.
Задания на развитие и
совершенствование воображения
Задания на развитие мышления
7.
Задания на развитие речи
6
Итого:
№
п/п
1.
Название раздела, темы
Вводное занятие
6
6
1
5
34
2
32
3 класс
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
-
2.
Задания на развитие восприятия
5
-
5
3.
Задания на развитие внимания
5
-
5
4.
Задания на развитие памяти
6
-
6
5.
5
-
5
6.
Задания
на
развитие
и
совершенствование воображения
Задания на развитие мышления
6
-
6
7.
Задания на развитие речи
6
1
5
Итого:
Название раздела, темы
34
2
32
4 класс
Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
5
5
№
п/п
1.
2.
Вводное занятие
Задания на развитие восприятия
3.
Задания на развитие внимания
5
-
5
4.
Задания на развитие памяти
6
-
6
5
Задания на развитие и
совершенствование воображения
6
-
6
6
Опрос, практическая
работа
Формы
аттестации/контроля
Опрос
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Формы
аттестации/контроля
Опрос
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Формы
аттестации/контроля
Опрос
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
6
Задания на развитие мышления
5
-
5
7.
Задания на развитие речи
6
1
5
34
2
32
Итого:
Опрос, практическая
работа
Опрос, практическая
работа
Содержание учебного (тематического) плана
(1-4 класс)
В содержании курса интегрированы задания из различных предметных областей:
русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира. Тематические
занятия, проводимые в игровой форме, способствуют развитию познавательных процессов
обучающихся, формированию универсальных учебных действий, расширению кругозора,
развитию познавательных и творческих способностей, достижению успешности в учебной
деятельности.
Содержание программы представляет собой комплекс специально разработанных
занятий, включающих задания на развитие познавательных процессов:
Вводное занятие
Понятия: внимание, восприятие, воображение, память и мышление. Выявление
методом опроса уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Задания на развитие восприятия
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного
и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания на развитие памяти
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти.
Участвуя в играх, школьники учатся применять специальные приемы, облегчающие
запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в
памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается
объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
7
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания на развитие мышления
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с
их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Задания на развитие речи.
Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся.
Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений,
пословиц и поговорок. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания,
сочинять сказки. Развитие артистических способностей.
Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить
предложения. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к иному мнению,
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1)
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
2)
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей;
- находить ошибки, допущенные при работе с учебным материалом;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Познавательные УУД
—
сравнивать группы объектов по самостоятельно выбранному основанию;
—
распределять (классифицировать) объекты на группы;
—
вести поиск различных решений учебной задачи;
—
подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
—
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой,
графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
—
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших
комбинаторных задач;
—
дополнять модели (схемы, изображения) данными.
8
Коммуникативные УУД
1)
Общение:
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
2)
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
Предметные результаты
В результате изучения курса, обучающиеся научатся:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать
логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять
элементарную закономерность;
-называть несколько вариантов лишнего предмета среди однородных, обосновывать
свой выбор;
-находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным
группам;
-находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому
понятию, функциональному назначению и так далее);
- определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы,
исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
-самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы,
криптограммы, анаграммы, шифровки, и т.д.), а также составлять простейшие головоломки;
-выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца;
путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и так далее);
- подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек;
-узнавать изученные крылатые выражения (фразеологизмы) и раскрывать их
значение;
- проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких
предложенных;
-соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль;
- пользоваться приёмом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать
предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя
жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности;
- свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями «вверх наискосок
справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз
наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием
данных понятий на клетчатой бумаге;
- составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации,
сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица
неодушевленного предмета;
9
- высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график (2022-2023 учебный год)
Учебный
период
Дата
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
начало
16.09.2024
окончание
29.12.2024
14
14
14
09.01.2024
24.05.2025
17
17
17
31
31
31
1 полугодие
(2-4 классы)
02.09.2024
Итого 1
класс
29.12.2024
16
16
16
2 полугодие
(2-4 классы)
09.01.2025
24.05.2025
18
18
18
Итого 2-4
классы
34
34
34
1 полугодие
1 класс
2 полугодие
1 класс
Режим занятий
1 раз
в неделю
по 1 часу
1 раз
в неделю
по 1 часу
1 раз
в неделю
по 1 часу
1 раз
в неделю
по 1 часу
Каникулы
Осенние – с 26.10.2024 по 03.11.2024 (9дней)
Зимние - с 31.12.2024 по 08.01.2025 (9 дней)
Весенние – с 22.03.2025 по 30.03.2025 (9 дней)
Дополнительные каникулы для первоклассников
с 08.02.2025 по 16.02.2025 (9 дней)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы помещения, удовлетворяющие
требованиям к образовательному процессу в учреждении образования, компьютер/ноутбук,
принтер, мультимедиа,базовое программное обеспечение.
Кадровое обеспечение
Дополнительную
образовательную
программу
реализует
педагог
дополнительного образования, имеющий педагогическое образование, обладающий
профессиональными знаниями и компетенциями.
Методические материалы
Для проведения занятий используется учебно-методический комплект, состоящий
из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе (автор
Л.В.Мищенкова)
б) методического руководства для педагога, в котором излагается один из
возможных
вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях (автор Л.В.Мищенкова)
10
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи,
направленные на развитие познавательных процессов у обучающихся.
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (срок проведения – 1 занятие, форма - опрос);
– текущий контроль (формы контроля в процессе обучения – практическая работа,
опрос);
– промежуточный контроль (в середине и в конце учебного года –опрос,
самостоятельная работа);
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Примеры практических разработок промежуточного контроля приведены в
Приложении
3.Литература
1.Мищенкова Л.В., Москва: РОСТ книга, 2019 г «Юным умникам и умницам:
Задания по развитию познавательных способностей»
2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных
способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган:
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005. – 34
с. – ( Серия «Умники и умницы»)
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система
заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]:
от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.
-2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
11
Приложение №1
1. Методики исследования мышления младших школьников
1.1.Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». (Э.Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Оцениваемое УУД: познавательные, логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Возраст: младшие школьники
Задания 1-го субтеста
«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80 %
первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос).
Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если
ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный
ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется
понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86 %).
3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.) (96 %).
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93 %).
5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85 %).
6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85 %).
7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69 %).
8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %).
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)
(100 %).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению
«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»
При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ
ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после
второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие
вопросы не задаются.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным
развитием дают правильный ответ).
2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %).
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %).
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %).
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %).
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90 %).
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %).
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %).
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналогии
12
«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы
к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1
балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
1. Огурец
Гвоздика
Овощ
Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)
2. Огород
Сад
Морковь
Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)
3. Учитель
Врач
Ученик
Очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)
4. Цветок
Птица
Ваза
Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)
5. Перчатка
Сапог
Рука
Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)
6. Темный
Мокрый
Светлый
Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55 %)
7. Часы
Градусник
Время
Стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)
8. Машина
Лодка
Мотор
Река, маяк, парус, волна, берег (89 %)
9. Стол
Пол
Скатерть
Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)
10. Стул
Игла
Деревянный
Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65 %)
4-й субтест. Обобщение
«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно
назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще.
Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.
1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правильный ответ)
2. Метла, лопата ... (43 %)
3. Лето, зима... (84%)
4. Огурец, помидор ... (97 %)
5. Сирень, орешник ... (74 %)
6. Шкаф, диван ... (96 %)
7. Июнь, июль ... (95 %)
8. День, ночь... (45%)
9. Слон, муравей ... (85 %)
10. Дерево, цветок ... (73 %)
Обработка результатов
Максимальное количество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех
субтестов, - 40 (100 % оценки успешности).
Оценка успешности определяется по формуле: ОУ = X 100%/40,
где X — сумма баллов по всем тестам.
Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100 %
ОУ).
Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65 %).
Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9— 50 %).
Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).
Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м
уровнем успешности. Для ребенка 7—8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня
13
обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также
социально-бытовой запущенностью.
Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субтесте) для первоклассников
анализируется следующим образом: наивысший 4-й уровень успешности — 25-20 баллов;
нормальный уровень — 19,5—17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов;
низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.
1.2.Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение
существенных признаков.
Оцениваемое УУД: познавательные, логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 правильных ответов
Средний уровень- 3-5 правильных ответов
Низкий уровень 1-2 правильных ответов
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно
правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки
предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений
испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор
предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками,
и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к
стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен
продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных
понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа
решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретноситуационные признаки.
Стимульный материал:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).
7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
1. Растение, земля.
2. Берег, вода.
3. Здание, улица.
4. Крыша, стены.
5. Глаза, печать.
6. Бумага, редактор.
7. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли
испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
1.3.Тест “Найди несколько различий?”
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и
сравнение.
14
Оцениваемое УУД: познавательные, логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: 6-7 лет.
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между
двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
15
Приложение 2.
Методики исследования процессов памяти у младших школьников
2.1.Методика №1
Цель: Исследование зрительной памяти.
Оборудование: 20 картинок.
Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и
запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем
нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были
предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок
на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки,
которые были показаны в самом начале.
Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и
делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.
2.2.Методика №2
Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.
Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно,
школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.
Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и
запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек.
перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.
Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие
слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально
окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.
2.3.Методика №3 (Автор – Л. В. Занков)
Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер
опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о
состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при
дифференциации УО от нормы или ЗПР.
Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.
Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз.
Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься
слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после
чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово
«играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает
эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными
картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по
1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки
берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.
Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети
овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети
этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания.
Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более
осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью
указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.
2.4. Методика №4 (Автор - Л. С. Выготский, апробирована А. И.Леонтьевым)
Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет
ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию
смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).
Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.
16
Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом
порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно
запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду
называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово.
Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше
(удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при
выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.
Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут
ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для
запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно
спрашивают, как удалось припомнить это слово.
Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок.
Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер,
Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым
для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.
А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и
старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом
этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам
нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого
материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал
при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору
для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и
словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного
опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к
обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в
замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием,
даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя
детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор
картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью
задания не понимают.
17
Приложение 3.
Методики исследования процессов внимания у младших
школьников
3.1. Методика «расстановка чисел»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется
использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции
внимания.
Инструкция: в течение 2 минут Вы должны расставить в свободных клетках бланка
для заполнения в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке
в 25 клетках квадрата бланка стимульного материала. Стимульный материал Бланк для
заполнения
16 37 98 29 54
80 92 46 59 35
43 21 8 40 2
65 84 99 7 77
13 67 60 34 18
Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел в течение 2 минут.
Средняя норма - 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании.
Групповое обследование в классе рекомендуется проводить в присутствии учителя, а не в
качестве домашнего задания.
3. 2. Методика Мюнстерберга
Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется
для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей
избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно
быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп Время работы: 2 минуты Методика применяется
как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество
ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Тестовый материал Фамилия испытуемого __________________________________
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп
рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Ключ
Бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ
шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж
дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп
рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб
шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
---------------------------------------------------------------
18
25 СЛОВ
Интерпретация
1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени
развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную
книжку, время от времени перечитывайте свои записи
2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда
оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с
ключом к тесту.
3. Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке.
Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться.
19
Приложение 4.
Методики диагностики речи
4.1.Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса
ребенка.
Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если
он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор
разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о
том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует
результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных
частей речи, грамматических форм и конструкций
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по
картинке»:
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования
Частота
употребления
Существительные
Глаголы
Прилагательные в обычной форме
Прилагательные в сравнительной степени
Прилагательные в превосходной степени
Наречия
Местоимения
Союзы
Предлоги
Сложные предложения и конструкции
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в
таблицу фрагментов речи
8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу
фрагментов речи
6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице
фрагментов речи
4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в
таблицу фрагментов речи
2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу
фрагментов речи
0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи
из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
20
21
4.2. Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной
памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы
и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в
целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый
помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить
перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
22
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным
группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными
группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных
с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
4. 3. Методика «Определение понятий»
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать,
острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить,
тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать,
режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать,
ударять, шершавый.
Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного
из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово,
например, слово "велосипед".
Как бы ты объяснил это?».
Ребенку предлагается 1 набор слов.
За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то,
чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени
ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его
и зачитывает следующее по порядку слово.
Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за
данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При
совершенно неточном определении — 0 баллов.
Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение
этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента
подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из
выбранного набора.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение 5.
23
Методики исследования воображения у младших школьников
5.1. Методика "Дорисовывание фигур» Худик В.А. Психологическая
диагностика детского развития: методы исследования.
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами:
контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова
с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.),
цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать
каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности
производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не
повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых
разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов
решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не
принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного
элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное,
лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какойнибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал
ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных
элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель
карандаша, которым мальчик рисует картину).
5.2.Методика “Скульптура”. Вачков И.В. Психология тренинговой работы.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут,
смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в
предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего
придумать и сделать руками;
2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое,
например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
4-5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой
имеется небольшое количество простых деталей, не более двух-трех;
6-7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не
отличающееся богатством фантазии;
8-9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но
детально не проработана;
10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им
вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим
художественным вкусом.
24